Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

Присланные на замену «опытные морские кадры» из ВВС начали упрощать под себя всё, что с таким трудом созда­ валось до них. « К а д р ы р е ш а ­ ю т в с ё !» И они стали решать. А тут ещё и развал страны подоспел, профессиональные «комсомольцы» подсуетились. Весело становилось, одним словом... Не буду подробно описы­ вать те события, предшество­ вавшие столкновению самолё­ тов над полигоном, но вряд ли в то время нашлось бы много командиров, способных взять на себя ответственность по­ ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Лпащідзе — палубный военный лётчик^номер один садки поврежденного само­ лёта. Не с земли, а с воздуха оценить повреждения самолё­ т а для принятия окончательно­ го решения. При уменьшении скорости на безопасной высоте до скорости з а ­ хода на посадку аварийный самолёт внезапно срывается в штопор. Пять раз Тимур давал ко­ манду на катапультирование, находясь рядом с падающим самолётом. Но молодые лётчики упорно, до самой земли продолжали выводить самолёт из штопора, переживая за допущенное по их вине столкновение самолётов в воздухе... На себе испытал, что, совершив ошибку, наш пилот будет молча, до конца её исправ­ лять, а на это не всегда и высоты-то уже хвата ­ ет. При выполнении предельного пилотажа на малой высоте на спарке мы с Игорем Г. допу­ стили ошибку на вертикальной фигуре, вклю­ чили форсаж и, как в замедленном кино, рав ­ нодушно смотрели на приближающуюся к нулю стрелку высотомера, увеличивающиеся капо­ ниры на земле, ожидая увеличения скорости... В такие моменты секунды как бы увеличива­ ются в размере... В критические моменты нуж­ но не «уговаривать», а орать лётчику команду «Прыжок!!!», чтобы пробить все его сомнения и «угрызения совести». Мой родственник, рабо­ тавший в руководстве авиационного завода, говорил: «Ты там, в кабине, ежели что, долго не засиживайся. На Урале железа много, мы тебе ещё самолёт сделаем, лучше прежнего...» В С а к а х « н о в ы е к а д р ы » н а н е с л и с и л ь ­ н е й ш и й у д а р п о с о з д а в а е м о й с и с т е м е п о д ­ г о т о в к и п а л у б н ы х л ё т ч и к о в . П о з д н е е о н и л и х о п р и н я л и н о в у ю п р и с я г у и с д е л а л и в с е , ч т о б ы п о б ы с т р е е п е р е д а т ь э т о т Ц е н т р На авианосце «Адмирал Кузнецов» У к р а и н е , к о т о р о й о н б ы л с о в е р ш е н н о н е н у ж е н (« Н е с ъ и м , т а к н а д к у ш у . . . » ) . Н и з к и й п о к л о н р у к о в о д с т в у м о р с к о й а в и а ц и и к о н ­ ц а 8 0 - х ! На Балтике в это же время лётчики полка письменно отвечали другому, т ак же отобран­ ному Москвой из ВВС, командиру полка на во­ прос: «Доверяете ли вы своему командиру?» Это происходило после его попытки снять с лётной работы неугодного лётчика 1 класса за нечёт­ кий доклад о столкновении с птицей и посмев­ шего дерзко ответить на недопустимое оскор­ бление перед строем матросов и прапорщиков. Мы были в шоке подобного «тестирования» пол­ ка. Это «высокая кадровая политика» Москвы?! Наш полк становился неузнаваемым, не было больше того оптимизма и юмора 846 штурмо­ вого полка начала 80-х. Новый командир про­ водил политику тирана: разделяй и властвуй. И всё это на фоне непонятных перемен, происхо­ дивших в стране и мире. Он не слушал меня о соблюдении лётной формы одежды, ч т о в о о б ­ щ е н е л ь з я л е т а т ь в т у ф е л ь к а х «Нариман» и при такой температуре воды полёты надо вы ­ полнять в ВМСК... А судьба взяла, д а и наказа ­ ла его за подобное отношение к полётам. Пер­ вое его катапультирование было из-за пуска управляемой ракеты с предельной дальности, вошёл в свои же осколки и прыгнул. Ведомый, бывший «афганец», пустил ракету с первого з а ­ хода (при ограниченной видимости), а у него все не получалось, пустил ракету уже в «упор» и вошёл в осколки...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz