Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Лпащідэе — палубный военный лётчик^номер один БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА В 846-м ПОЛКУ О п ы т в е т е р а н о в В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы в н е д р я л и в с о в р е м е н н у ю б о е в у ю п о д г о т о в к у . . . П е р в ы м , с а м о с т о я т е л ь н о о т к р ы в ш и м и о с в о и в ш и м э т о т п и л о т а ж , б ы л Т и м у р . О н ш ё л п е р в ы м , а п о т о м п е р е д а в а л с в о й о п ы т д р у г и м Т имур всегда стремился встречаться в ветеранами, людьми, прошедшими Ве ликую Отечественную, локальные конфликты. Эти встречи оказывали влияние и на наши по лёты. Только несколько примеров - перекладка из крена в крен на форсированных виражах выполняли не верхом, как в «мирном» методи ческом пособии, а полубочкой вниз со сменой направления (сразу отрабатывался и уход от истребителя противника, атакующего сзади), ввод в пикирование штопорными бочками (ручку на себя и педаль до упора). Немецкие зе нитчики в году войны приспособились ловить в прицел наши штурмовики на выводе из пи кирования, когда они стандартно и одинаково, как на учебном полигоне, левым разворотом отходили от цели. В живых оставались лётчики, выполнявшие нестандартный правый разво рот. На практике это делать оказалось не так-то просто. Кто летал, может представить, что для атаки цели правым боевым разворотом гораз до сложнее точно прицелиться, нужны опреде ленные навыки и усилия воли (вся учёба в учи лищах и в полках строилась на левых маневрах и возможный супостат знал это). На Су-17М в инструкции высоты учебного пилотажа 1000 - 4000 м, но по программе совершенствования наши подготовленные пилоты выполняли пило таж на высотах от 200 до 1800-2200 м (этого не было ни в одном описании возможностей само лёта Су-17М). П е р в ы м , с а м о с т о я т е л ь н о о т к р ы в ш и м и о с в о и в ш и м э т о т п и л о т а ж , б ы л Т и м у р . О н ш ё л п е р в ы м , а п о т о м п е р е д а в а л с в о й о п ы т д р у г и м . На «спарке» с ним уходили в пи лотажную зону к городу Советску (историческому Тильзиту), стано вились над лесополосами и отраба тывали этот предельный пилотаж. От таких полётов просто дух захва тывало. Документально оформля ли такие полёты как выполнение отработки бомбометания с кабри рования с большими углами. Раз рабатывали методички, а потом учили молодёжь атакам цели с бо евого разворота по типу косой по- лупетли, с горки с большими углами (задирался нос до углов более 60°, а дальше шло постоянное изменение траектории движения с очень крат ковременным моментом самого при целивания) . Добились разрешения выполнения посадки парами (все вышестоящее командование тогда было из тяжёлой авиации и разрешать нам подобные полёты они просто побаивались). В 1982 году в морскую авиацию сразу при шло 40 выпускников из Ейского лётного учили ща. Эту большую группу надо было переучить теоретически и практически на самолёт Су- 17М. В том же году меня назначили замести телем командира 3-й учебной АЭ. Вся нагрузка по переучиванию легла на наш полк. Вновь прибывших в наш штурмовой полк молодых лётчиков И.Матковского и В.Ботуза- ка, собиравшихся писать рапорта о переводе на Як-38, пришлось убедить, что вначале они должны стать лётчиками 1 класса, а потом - «скатертью дорога» на любой тип. Но зачем «любой» - мы уже тогда ждали нового «наше го» авианосца, заложенного в Николаеве. Игорь Матковский через много лет станет Героем Рос сии за организацию полётов во время боевой службы на «Кузнецове» в конце 2000-х. Розыгрыш предстоящего полёта. Лётчики Е. Ларионов, В. Копылов, С. Бедренников, В. Дубовой. 1986 год 395
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz