Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Япащідзе — палубный военный лётчик^номер один на ведро краски» и получившего за это взыска­ ние. Тогда мы и подумать не могли, что через каких-то десять лет другие «комсомольцы» это сделают в масштабах всего СССР и «не получат никаких взысканий». Зима 1982 года. Идёт отработка ночного бомбометания на морском полигоне Папес (под Лиепаей). Полёты выполняем в условиях силь­ ного морозного ветра, на улице невыносимо. На море шторм. Пока ждёшь команду на з а ­ пуск двигателя с открытой кабиной, успева­ ешь «слегка» замерзнуть. Понимаешь, что в по­ добных условиях работали и ветераны полка в годы войны... Командир полка В.Н. Смоляченко проводит занятия с лётным составом. Останавливается на действиях лётчика после катапультирова­ ния над морем в зимних условиях. Оранжевых костюмов ВМСК (специальный костюм для вы ­ живания в холодном море) тогда у нас ещё не было. И слышим о каком-то выжимании ком­ бинезона в спасательном плотике... После этих занятий объявляю лётному составу: если.., то ни в коем случае ничего не снимайте с себя, главная задача - влезть в плотик (а сделать это и на тренировке было непросто) и обязатель­ но дожить до утра. Ночью в штормовом море никакой вертолёт вас не поднимет. Раздобыли где-то информацию о состоянии человека при постепенном снижении температуры тела (нем­ цы в годы войны проводили варварские иссле­ дования по восстановлению работоспособно­ сти лётчиков, побывавших в ледяной воде). В 1984 году самолёт В.Н. Звекова взорвёт­ ся над морем (предположительно - из-за отказа двигателя). Его тело в новом ВМСК попытает­ ся поднять спасательный вертолёт Ка-27ПС, но из-за сильного ветра у экипаж а ничего не по­ лучится... ИЛЛЮЗИЯ В злетаем в Саках парами, позади уче­ ния над Чёрным морем, идём на Остров (подвеска для перелёта - по четыре подвесных бака). Сразу после взлёта входим в плотную облачность. Подтягиваюсь к ведущему В.Гри- бушенко, стою рядом в 5-10 м от его самолё­ та. Всё равно периодически самолёт ведущего почти теряется в плотной облачности. Пилоти­ руешь самолёт короткими мелкими движения­ ми рулей, через некоторое время начинает к а ­ заться, что ведущий ввёл самолёт в разворот и никак не выводит из крена. Начинаешь ждать, когда он прекратит этот затянувшийся разво­ рот. Бросаешь короткий взгляд в кабину и ви ­ дишь, что никакого крена вовсе и нет. Начи­ наешь себя убеждать в том, что самолёт идёт ровно в горизонте, это плохо получается. Так и летим с «креном». Эта психологическая борь­ ба идет почти до Николаева, когда самолёты парами наконец-то выходят за облака. Светит яркое солнце, от самолёта ведущего на высоте появляется инверсионный след, увеличиваем дистанцию и радостно летим домой... В этих местах в 1977 году при пробивании облаков звеном погибает друг Тимура В. Коржу- ев. Ведущий в развороте на ведомых (шли зве­ ном) не следит за скоростью, теряет её. В.Кор- жуев упорно стоит четвёртым, теряет скорость ещё больше и срывается в штопор. До самой земли пытается спасти самолёт, не смог ката ­ пультироваться и погибает недалеко от свое­ го дом а ... Ох уж эти попытки сидеть в кабине «до последнего». Лётчика, посчитавшего, что в создании аварийной ситуации виноват он сам, очень трудно заставить покинуть самолёт. После катастрофы в 100-м полку с двумя Л-39, столкнувшимися над полигоном, когда пилоты поврежденного в столкновении самолё­ т а т ак и не катапультировались после неодно­ кратных команд на покидание, Тимур пришёл к выводу, что лётчику надо орать страшным го­ лосом «Прыжок!!!» Его нужно вывести из шока и заставить схватиться за ручки катапульты. В дальнейшем Тимур так и стал готовить всех руководителей полётов. УЧЕНИЯ 1983 год. Полк проверяет инспекция МО. Остаются вылеты на боевое применение на не­ знакомом полигоне. Стоит задача: преодолеть ПВО с нанесением удара по полигону Сур-Па- кри с дальнейшей посадкой на аэродроме Сур- куль (Эстония). Почему-то командир решает ПВО преодолеть почти «по прямой». Подхожу к Тимуру, тогда уже заместителю командира 846-го полка, и предлагаю свой вариант обхода зоны поражения комплекса «по оврагу», обна­ руженному на карте, начиная от Клайпеды. Ти­ мур смотрит на мой маршрут и говорит: «Лети, но если потеряешься - «Смол» (командир) тебе этого не простит...» Начались учения, уперто веду звено на предельно-малой высоте по свое­ му маршруту. З а мной идут Юра Мороз, Сергей Луценко и Саша Кручинин. Вижу их в пери­ скоп, идут ровно, с превышением. Ныряем «в овраг», вокруг мелькают сосны, перепрыгива­ 391

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz