Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Лпащідэе — палубный военный лётчик^номер один В тот период нас интересовало всё, что было связано с боевым применением авиации: от бо евых действий в Корее, войн на Ближнем вос токе до применения авиации на Фолклендах. Проходили встречи с ветеранами нашего пол ка, теми самыми пилотами, кто первым бомбил Берлин в далеком 1941 году. Перевели авиаци онный раздел книги рекордов Гиннеса. Узнали о немецких ассах Второй мировой и об их си стеме подготовки, которая была явно не худ шей, судя по числу сбитых самолётов (это была в то время закрытая информация). Интересо вало нас всё: подготовка к боевым действиям израильтян, отличившихся в ближневосточных конфликтах, аргентинские пилоты, точно вы ходившие на английские корабли - цели на большом удалении от берега. Немного удивило, что такие продолжительные полёты на малой высоте над океаном выполняли совместно по томки русских и немецких эмигрантов, став ших подданными Аргентины. Это же были пи лоты самых боевых наций мира. Мы стали свидетелями «начала Афганиста на». Тогда, в 1979 году, на аэродроме в Остро ве шли ночные полёты. При заруливании на стоянку после крайних ночных вылетов вдруг в свете фар увидели, что под каждым кустом откуда-то появились солдаты-десантники. Они были везде, не просто везде, а вообще везде. Там стоял небольшой строй, дальше ещё один, рядом, сквозь кусты виднелись несколько бое вых машин десанта. После окончания наших полётов ночью родной аэродром начинал жить своей какой-то непонятной жизнью. Всю ночь приходили незнакомые «борта», стоял гул дви гателей. А наутро оказалось, что вся рулежка была занята огромными Ан-22 и началась по грузка десанта и техники псковской дивизии. На наши вопросы, куда это вас, молоденькие лейтенанты отвечали, что подняли по тревоге, везут куда-то на юг. Шутили с ними, но в воз духе висела какая-то тревога... Впереди был долгий Афганистан, забравший 11 жизней мо лодых пилотов только с нашего выпуска из учи лища. КАЛИНИНГРАД Заместитель командира полка майор Апакидзе Тимур Автандилович составляет плановую таблицу полка К алининград - полёты с чкаловского аэродрома на морскую программу (была и такая до 1980 года). Руководство считало, что пилота могут напугать бескрайние просторы воды и его надо приучать к «воде» постепенно. Не учитывали они, что ейские ещё курсантами в училище летали над Азовским морем в «капках» (оранжевых спасательных жилетах) на случай приводнения. Все ейские пилотажные зоны были над сушей и Азовским морем. Балтика была неповторима и сразу же по разила цветом моря и неба, оказалась какая-то более живая - всюду гражданские, военные корабли, суда, катера, яхты в море солнца и воды (это было моё первое впечатление). Хотя намного чаще море сливалось с небом в серой пелене, а то и вовсе приходила нелётная серая, дождливая погода. В такие дни мы занимались в спортзале профилактория или на аэродроме (братский разведполк выделял нам для этого свой класс самолёта и двигателя). Как-то во время очередной непогоды в спортзал зашёл Командующий ВВС БФ А.И.Пав ловский. Посмотрел на нас, щуплых мелких пи лотов (отбирали тогда в училища по росту - не выше 176 см, иначе голова упиралась в фонарь МиГ-17), и заявил раздраженно нашему коман диру: «Плохая у ваших пилотов физподготов- 389
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz