Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
<Валерий Алексеев Л ПЕРВЫМ НАШИМ КОМАНДИРОМ ПОЛКА БЫЛ ПЁТР ПЕТРОВИЧ ИВАНОВ Командир полка полковник Иванов Пётр Петрович О т командира полка зависело состоя ние боевого духа его подчиненных, да, впрочем, и вся жизнь полка. Первым нашим командиром был Пётр Петрович Иванов. Его прислали к нам из далекого монгольского Чой- балсана. (Интересна судьба этого монгольско го полка - в девяностые его перевели из ВВС в авиацию ВМФ, он теперь стал морским, ба зируется в городе Саки, лётный состав полка летает на новейших Су-ЗОСМ, а наш, создан ный в 1938 году настоящий морской полк уже давно расформирован.) И тот дух романтики, юмора, какой-то свободы в полку явно был и его заслугой. Тимур всегда с огромной добро той вспоминал П.П. Иванова в период совмест ной службы в г.Остров. 378 В кабинете командира рядом с письменным столом стояла двухпудовая гиря, и она всегда использовалась по назначению. Пётр Петрович очень любил подводную охоту. Тренажи по «вы живанию лётного состава на воде» проводились на реке Синей или Гороховом озере. В то время мы ещё не знали слова «дайвер», но наш коман дир в те годы уже был им. Без гидрокостюма он надолго уплывал в речные заросли и без рыбы никогда не возвращался. Был немногословен и навсегда остался в нашей памяти как исклю чительный пилот, образец для нас - молодёжи 70-80-х годов. Его дальнейшая судьба также неразрывно была связана с морской палубной авиацией. Он был переведён с повышением в авиацию ТОФ, успешно переучился на Як-38. В одном из морских походов на ТАКр «Минск», будучи заместителем командующего авиации ТОФ, выполнил пилотаж у берегов Индии перед делегацией гостей во главе с Индирой Ганди. При возвращении с очередных учений, на которые нас постоянно дергали (тогда полк ещё не был введён в боевой состав КБФ, а только усиленно шёл к этому), Пётр Петрович всегда делал «вжик» - пролёт на предельно малой высоте большой группой до двух звеньев над гарнизоном. В эфире слышалось что-то типа «Подтянись, не отставай - кореша смотреть будут». Этим громким проходом «Сушек» взбадривался личный состав полка, да и жены узнавали о возвращении мужей. В тот период времени мы сравнивали себя с выездной цирковой командой - «моряки» хоте ли увидеть самолёты нашего штурмового полка в деле на всех флотах. Они радовались, увидев над своими кораблями не НАТОвские истреби тели, а красные звёзды наших штурмовиков Су-17М. (На флоте типовой полк истребитель но-бомбардировочной авиации именовали по старинке штурмовым.) Флотские методисты из тяжёлой авиации не видели никакой разницы и даже курс боевой подготовки переписали с истребительно-бомбардировочного, но обозва ли его штурмовым. Позже и Су-24 попытались обозвать штурмовиками. Условным кодовым словом для разрешения пролёта на предельно-малой высоте в полку было: «Птиц нет!». Имелись в виду все «птицы» - и настоящие «с крыльями», и из вышестоя щих штабов. Довелось с Петром Петровичем слетать на получение допуска к маршрутам на средней вы соте. Погода отличная - ослепительное мороз ное солнце, заснеженные просторы Псковщи ны - до горизонта леса и озера, только кое-где
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz