Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Алексеев Как говорил Дважды Герой СССР Борис Фе­ октистович Сафонов: «Всё самое лучшее вне­ дрять в учебный процесс». Это знамя преем­ ственности своих учителей Тимур Автандило­ вич Апакидзе пронёс достойно и с гордостью. Он внёс значительный вклад в систему лётного обучения и боевого применения лётчиков па­ лубной авиации. В дипломной работе в Акаде­ мии Генерального штаба он подробно описал необходимый уровень подготовки лётного со­ става и систему их подготовки в авиационных полках. Всё это прочитаете в книге. Хотелось отметить и любовь Тимура Автан­ диловича к книгам. Он постоянно добывал нуж­ ные книги, покупал их пачками за свои деньги, а потом дарил их лётчикам, сослуживцам. Эти книги я видел на почётных местах в кабинетах с дарственной надписью от Тимура Автанди­ ловича. Они были и в домашних библиотеках наших лётчиков, их детей, инженеров, воен­ нослужащих. Его подписи с пожеланиями при­ ведены в этой книге. Это был пример всем лёт­ чикам - как надо любить свою лётную профес­ сию. С детских лет он впитывал, как губка, всё новое. Интуитивно он выстраивал свою дорогу в будущее, строго придерживался выбранной цели и на деле воплощал свою мечту в жизнь. От всех он требовал: заниматься спортом, не пить, не курить! Тимур Автандилович прошёл по пути, который он сам себе определил. И у него всё получалось! Перечислять все его кры­ латые слова в начале книги не буду. Прочита­ ете по ходу текста в повествовании авторов, которым принадлежат эти воспоминания. Меня очень поразило отношение Тимура Автандиловича к детям во время его службы в различных авиационных гарнизонах, на раз­ личных должностях от лейтенанта до генера­ ла и Героя Российской Федерации. Его режим работы и жизни был постоянен: после службы занятия спортом с детьми, постановка с ними различных спектаклей. Изучил и рабочие тетради Тимура Автанди­ ловича с расписанием рабочего дня. Что можно было прочитать в них в день полётов или подго­ товки к ним? Правильно - порядок подготовки лётного состава, к чему готовить, рубежи подго­ товки - это всё присутствует. Только есть одно НО! С левой стороны тетради расписан день занятий с детьми пофамильно, с выписанны­ ми оценками из ученических дневников, с их характеристиками во время учёбы, их интере­ сами, поведением, оценки по учебным дисци­ плинам. Написано его рукой! Ребята с плохими оценками до тренировок не допускались - пока не исправят. А справа в тетради? Правильно, за­ дачи по подготовке лётчиков к полётам на авиа­ носец, т.е. подготовки их отцов. И всё написано его рукой. Меня поразило, что в первую очередь БЫЛИ ДБТИ! Сколько через его руки, его занятия прошло детей, подсчитать очень сложно. Только в Сак- ском гарнизоне их было порядка 250. Все дети занимались с ним карате. Занятия в гарнизонах проводились бесплатно, бесплатно шилась спортивная фор­ ма, пояса, да и многое другое. Для лётного состава была спро­ ектирована и разработана новая лётная форма одежды, значок па­ лубного лётчика. Автором дизайна был наш командир - Тимур Автандилович Апакидзе. Его друзья помогли ему с финансированием, раз­ работкой и пошивом индивидуальных костюмов для каждого лётчика авиационной дивизии: это и губернатор Мурманской области Юрий Алексе­ евич Евдокимов, и ветераны морской авиации, а также общественные и коммерческие организа­ ции. Так появилась новая форма одежды и зна­ чок лётчика палубной авиации. Форму пошили бесплатно. Что меня ещё поразило в нём при изучении лётных книжек, в которых записаны все его по­ лёты, - это его отношение к лётной работе. Став генералом, Героем РФ, заслуженным военным лётчиком РФ, он добивается для своих лётчиков получение допусков на сверхманёвренность, до­ заправку в воздухе, к полётам на новых само­ лётах. В первую очередь, эти допуска получает он сам и тут же начинает готовить других. Он никогда не успокаивался на достигнутом, посто­ янно шёл вперёд. Стало понятно, как он готовил лётный состав к посадкам на корабль, как гото­ вил он своих лётчиков воевать. Как приходилось просить керосин: «ДАЙ МНЕ ЕЩЁ 5-7 ТОНН КЕРОСИНА, НЕОБХОДИМО ЗА­ КОНЧИТЬ ПРОГРАММУ ЛЁТЧИКУ, ИНАЧЕ ВСЁ ПРОПАДЁТ!»3 Всё прочитаем, останавливаться не буду. Можно отметить ещё некоторые моменты. В то суровое время в авиации, Армии и на Флоте не хватало керосина, запасных частей для самолё­ тов и вертолётов, снабжение было практически нулевое. К этому добавлялось нулевое финанси­ рование по денежному довольствию, люди не получали денег более полугода. Семьи голодали. В прямом смысле нечего было есть. Это правда! После службы военным приходилось работать и таксистами, если была машина, работали и груз- 3 Апакидзе Тимур Автандилович 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz