Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Алексеев через несколько ме­ сяцев - 26 сентября 1991 года выполнил свою первую посадку на авианосец. С курсантских вре­ мён Тимур Автанди­ лович стремился как можно больше встре­ чаться с лётчика- ми-фронтовиками в неформальной обста­ новке. Задавал мно­ го острых вопросов по боевой подготовке, за­ писывал всё в свою те­ традь, конспектировал высказывания наших В музее Ейского лётного училища слева направо: Саушкин С., Битюк А., Колябин А., Подгузов церы-воспитатели Нахимовского училища, ин­ структора Ейского училища, авиационных пол­ ков... Тимур Автандилович встретил на своём пути выдающихся лётчиков-испытателей, ко­ торые проводили испытания палубных само­ лётов на нашем первом авианосце. Из после­ довательно выполнивших посадку на палубу авианосца «Тбилиси» лётчиков-испытателей (в октябре 1990 г. он был переименован в «Адми­ рал Флота Советского Союза Кузнецов»), Тимур Автандилович совершает её 21-м, первым из строевых военных лётчиков. Ключевую роль в судьбе Тимура Автандиловича Апакидзе во вре­ мя освоения авианосца сыграли: Герой Совет­ ского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Пугачёв Виктор Георгиевич, командую­ щий авиацией ВМФ СССР, заслуженный воен­ ный лётчик СССР генерал-полковник Потапов Виктор Павлович, заместитель командующего МА, заслуженный военный лётчик СССР, гене­ рал-лейтенант Рогов Николай Андреевич. Его пытались отстранить от программы подготовки лётного состава к посадке на авианосец, но по­ сле катапультирования Тимура Автандиловича Апакидзе 11 июля 1991г. на самолёте Т10К8 из- за отказа СДУ было принято решение оставить Тимура Автандиловича Апакидзе в этой про­ грамме. Командующий авиацией ВМФ СССР генерал-полковник Потапов Виктор Павлович на все убеждения после аварии о необходимо­ сти снятия Тимура Автандиловича Апакидзе с корабельной тематики жёстко ответил: «Мой самолёт, мой лётчик!». И Тимур Апакидзе Михно П., Ревякин К., П., Артамонов С. легендарных летчиков. Это были встречи и в домашней обстановке, куда его приглашали, и встречи на различных мероприятиях, где при­ сутствовали фронтовики. С ними он быстро находил общий язык и дружил. С уважением относился к каждому ветерану. Его интересо­ вало всё: как проходили боевые вылеты, воз­ душные бои, какая тактика боя применялась. Он записывал всё. Ветераны удивлялись его любознательности и с большой охотой обща­ лись с ним, делились своим боевым опытом. Они видели в нём продолжение себя и в шутку просили Тимура обязательно полетать с ними. Ему пророчили прекрасное будущее в авиации. Все, наработанное при встречах с ветеранами, при изучении лётных мемуаров (нашёл напи­ санный его рукой список уже изученных книг), легло в основу обучения лётного состава при освоении новой авиационной техники. Как это делалось? Конспектировался материал в рабочую те­ традь, далее Тимуром с левой стороны текста рисовались схемы с описанием атак, а с пра­ вой стороны красной ручкой рисовались схе­ мы и выводы - как это всё можно применить на новых самолётах. Наработанный материал в дальнейшем вошёл в курсы боевой подготовки и различные боевые документы полка, методи­ ческие пособия по лётной и боевой подготовке. В дальнейшем утверждённые на методических советах упражнения выполнялись вначале лич­ но Тимуром... По своей сути лётчика-командира Тимур Автандилович был настоящим правопреемни­ ком своих учителей. При работе над книгой мне пришлось побывать в Кронштадте далее 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz