Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. КАФЕДРА АЭРОДИНАМИКИ И ДИНАМИКИ ПОЛЁТА ВЕРТОЛЁТА П р е п о д а в а л и аэродинамику Ромасевич Вячеслав Фёдорович, Мака- шин Валерий Ивано­ вич, Грейден Леонид Ефимович, Онушкин Юрий Петрович, Ва­ син В А., Фадеев В И. Ещё до изучения самого предмета аэро­ динамики нам говори­ ли курсанты старших курсов, что могут от­ числить из училища, если не овладеем аэро­ динамикой. Мы как бы были готовы с самого начала изучения очень внимательно и тщательно ко всему отнестись. Первые лекции нам читал Ромасевич Вячеслав Фёдорович, на занятиях присутствовал весь курс. Было очень тесно в огромной аудитории, и писать и кон­ спектировать было неудобно. Вячеслав Фёдорович без бумаг по па­ мяти прочитал азы по аэродинамике, нарисовал сам на доске схемы струйного обтекания элемента лопасти. Объяснил, что и как мы должны усвоить при изучении курса и с какими знаниями подойти к выпуску из училища. Простыми словами дал нам понять, чтобы с первых лекций занятий непонятных вопросов не было. И нам надо всё усваивать потихоньку, без пробелов в знаниях, т.е. всё учить и схватывать сразу, чтобы впоследствии не было наслоений по незна­ нию аэродинамических процессов. И если мы будем придерживаться этих строгих правил, то у нас всё получится и в учёбе, и при дальней­ шей службе. И дисциплиной «аэродинамика» мы овладеем. Мне аэ­ родинамика как предмет очень понравилась сразу, ведь я очень лю­ бил физику. Самое главное - как учил учитель истории, и наш директор школы Барышкин Геннадий Александрович советовал: «Надо логически мыслить всегда», его напутствие мне помогло в учёбе и в жизни. Ведь все ситуации невозможно по учебникам изу­ чить, особенно в авиации. Ещё хочется сказать о школьной доске, что сейчас бытует мне­ ние отказаться от мела, нам не нужна школьная доска, есть слайды, проекторы. А чтобы дошло через руку и голову, она необходима. Та­ кой пример можно привести - это практические занятия с препода­ вателем по аэродинамике Леонидом Ефимовичем Грейденом. В начале занятий, для того чтобы закрепить полученный и изученный материал лекций, всегда рисовалась схема сил на доске на различных режимах полёта. К доске вызывались одновременно 4-5 курсантов, и каждый рисовал определённый режим. Все были как на ла­ дони. И если кто не знал или неправильно себе представлял расположение в пространстве сил, углов, моментов - это было хорошим уроком для тех, кто отвечал перед всем классом, как впоследствии на разборе полётов перед полком. И мне предстояло отвечать по срыву потока с лопастей НВ, отвечал своими словами с параметрами РЛЭ по скорости, перегрузке, вертикальной скорости. В этот момент Леонид Ефимович вызвал меня к доске и по­ просил нарисовать эти режимы на треугольниках скоростей с углами атаки, без слов, показать всё на рисунке. Преподаватели кафедры аэродинамики 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz