Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев КАФЕДРА АВИАЦИОННОГО И РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ Н аши преподаватели авиационного и радиоэлектронного оборудования B.C. Тыртычко, Н.Н. Точилов, J1.C. Гуре­ вич, М.Н. Ногас, B.H. Безручко, К.К. Орузбаев с первых лекций приучили нас внимательно всё слушать и осмысливать. Всегда занятия начинались с приёма азбуки Морзе. Быстро, в динамике мы записывали принимаемые буквы по сигналам на слух. Далее сдавали свои записи и получали через 45 минут оценку по это­ му заданию - это было ежедневно, со временем увеличивались скорости приёма сигналов. На занятиях обязательно необходимо записывать материал, конспектировать рекомендованную литературу, рисовать при­ боры и схемы и всё запоминать. На самоподготовке приходить в классы, где вертолёт полностью, как говорят, разобран на винтики. Внимательно изучать приборы, назначение, понимать принцип их действия, что индицируют, их погрешности изме­ рения, от чего питаются. Обязательно понимать, что вращается на шкалах приборов, от каких датчиков идёт измерение. Это мы освоили, на «хорошо» и «отлично». Больше рисовать - подклю­ чать ещё зрительную память. Когда приступили к наземной подготовке по этапам полётов, зарисовывали схемы с расположением приборов, с правиль­ ным распределением и переключением внимания при полёте на висении, по кругу, в зону, при полётах по приборам и весь предстоящий маршрут. Наши действия в полёте всегда были привязаны к местности или к этапу полёта. Это всё требовали инструкторы, всё до автоматизма отработать и взаимодействия в экипаже. Были тренажи с заклеенными очками в кабине вертолёта. Необходимо было по ко­ манде инструктора найти выключатель или показать на прибор, рычаг. Ответить, как называется полностью и что индицирует и для чего предназначен. Такое обучение продолжилось и в боевых полках, только вместо очков на глаза опускалась шапка. Учили летать по дублирующим приборам до автоматизма. Кто не дорабатывал, до полётов не допускались: опять за учебники и в кабину вертолёта, на тренажёр. На третьем, четвёртом курсе мы учились в городе Пугачёве. Мне очень нравилось учиться в Пугачёве. Там вся организация учёбы была поставлена очень здорово, и направленность была только на учёбу. Ничего нас не отвлекало от учёбы. В это время в Пугачёве был только наш курс. Всё было рядом: казармы, столовая, спортзал и аэродром. А самое главное, что была очень хорошая учеб­ ная база с классами и тренажёрами для нашего времени, там было сделано всё по уму. Хотя здание основного учебного корпуса у нас было старое, историческое (женский монастырь, там останавливался ещё Чапаев В. со своим войском), на учёбу это не влияло. Начальником кафедры АРЭО был Орузбаев Кубанычбек Кудашевич. Кандидат наук. Настоящий офицер и педагог! Большой души человек! После развала Союза уехал на Родину, в Кыргызстан, был заместителем Ми­ нистра обороны Республики Кыргызстан. Вспоминая те дни на занятиях при ответах по билетам, на зачётах и экзаменах, если ты ответил на все вопросы правильно, то всё равно есть дополнительные вопросы - у него (про­ верял глубину знаний), а если претендуешь на высокую оценку, то вопросы задавались с очень глубоким содер­ жанием, но ответ на них должен быть кратким. И когда он убеждался, что ты знаешь, ставил соответствующую оценку. И нехотя ставил оценку «отлично», как бы отрывал её от себя. По авиационному оборудованию у нас преподавал Михаил Николаевич Ногас. Шло освоение Ми-8, ведь до этого два года изучали Ми-2 и два года летали на нём. Как бы всё повторялось. Отличие было в названии приборов, а принцип действия был одинаков, так мы думали и в тонкости не вникали. Мы особо не учили и не вдавались в подробности, надеялись на старый багаж знаний. В основном выучили новые названия приборов и расположение на приборной доске в вертолёте. Но нас вовремя «отрезвили!». Это сделал Михаил Николаевич Ногас, опытнейший преподаватель. Им и авторским коллективом была написана книга «Авиационное оборудование вертолётов» А.С. Тыртычко, H.H. Точилов, М.Н. Ногас и др. в 1981 году. На одном из практических занятий по приборному оборудованию (после того, как был прочитан курс лекций по авиационному оборудованию вертолёта Ми-8), начали отвечать на вопросы по принципу действия барометрических приборов. С лёгкостью Орузбаев Кубанычбек Кудашевич 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz