Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев КАФЕДРА АВИАЦИОННОГО И РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ Н аши преподаватели авиационного и радиоэлектронного оборудования B.C. Тыртычко, Н.Н. Точилов, J1.C. Гуре вич, М.Н. Ногас, B.H. Безручко, К.К. Орузбаев с первых лекций приучили нас внимательно всё слушать и осмысливать. Всегда занятия начинались с приёма азбуки Морзе. Быстро, в динамике мы записывали принимаемые буквы по сигналам на слух. Далее сдавали свои записи и получали через 45 минут оценку по это му заданию - это было ежедневно, со временем увеличивались скорости приёма сигналов. На занятиях обязательно необходимо записывать материал, конспектировать рекомендованную литературу, рисовать при боры и схемы и всё запоминать. На самоподготовке приходить в классы, где вертолёт полностью, как говорят, разобран на винтики. Внимательно изучать приборы, назначение, понимать принцип их действия, что индицируют, их погрешности изме рения, от чего питаются. Обязательно понимать, что вращается на шкалах приборов, от каких датчиков идёт измерение. Это мы освоили, на «хорошо» и «отлично». Больше рисовать - подклю чать ещё зрительную память. Когда приступили к наземной подготовке по этапам полётов, зарисовывали схемы с расположением приборов, с правиль ным распределением и переключением внимания при полёте на висении, по кругу, в зону, при полётах по приборам и весь предстоящий маршрут. Наши действия в полёте всегда были привязаны к местности или к этапу полёта. Это всё требовали инструкторы, всё до автоматизма отработать и взаимодействия в экипаже. Были тренажи с заклеенными очками в кабине вертолёта. Необходимо было по ко манде инструктора найти выключатель или показать на прибор, рычаг. Ответить, как называется полностью и что индицирует и для чего предназначен. Такое обучение продолжилось и в боевых полках, только вместо очков на глаза опускалась шапка. Учили летать по дублирующим приборам до автоматизма. Кто не дорабатывал, до полётов не допускались: опять за учебники и в кабину вертолёта, на тренажёр. На третьем, четвёртом курсе мы учились в городе Пугачёве. Мне очень нравилось учиться в Пугачёве. Там вся организация учёбы была поставлена очень здорово, и направленность была только на учёбу. Ничего нас не отвлекало от учёбы. В это время в Пугачёве был только наш курс. Всё было рядом: казармы, столовая, спортзал и аэродром. А самое главное, что была очень хорошая учеб ная база с классами и тренажёрами для нашего времени, там было сделано всё по уму. Хотя здание основного учебного корпуса у нас было старое, историческое (женский монастырь, там останавливался ещё Чапаев В. со своим войском), на учёбу это не влияло. Начальником кафедры АРЭО был Орузбаев Кубанычбек Кудашевич. Кандидат наук. Настоящий офицер и педагог! Большой души человек! После развала Союза уехал на Родину, в Кыргызстан, был заместителем Ми нистра обороны Республики Кыргызстан. Вспоминая те дни на занятиях при ответах по билетам, на зачётах и экзаменах, если ты ответил на все вопросы правильно, то всё равно есть дополнительные вопросы - у него (про верял глубину знаний), а если претендуешь на высокую оценку, то вопросы задавались с очень глубоким содер жанием, но ответ на них должен быть кратким. И когда он убеждался, что ты знаешь, ставил соответствующую оценку. И нехотя ставил оценку «отлично», как бы отрывал её от себя. По авиационному оборудованию у нас преподавал Михаил Николаевич Ногас. Шло освоение Ми-8, ведь до этого два года изучали Ми-2 и два года летали на нём. Как бы всё повторялось. Отличие было в названии приборов, а принцип действия был одинаков, так мы думали и в тонкости не вникали. Мы особо не учили и не вдавались в подробности, надеялись на старый багаж знаний. В основном выучили новые названия приборов и расположение на приборной доске в вертолёте. Но нас вовремя «отрезвили!». Это сделал Михаил Николаевич Ногас, опытнейший преподаватель. Им и авторским коллективом была написана книга «Авиационное оборудование вертолётов» А.С. Тыртычко, H.H. Точилов, М.Н. Ногас и др. в 1981 году. На одном из практических занятий по приборному оборудованию (после того, как был прочитан курс лекций по авиационному оборудованию вертолёта Ми-8), начали отвечать на вопросы по принципу действия барометрических приборов. С лёгкостью Орузбаев Кубанычбек Кудашевич 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz