Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев . ветствующих гидрометеорологических условиях. А чуть меняются условия в худшую сторону - не получается. Кто-то доходил до облаков ночью. Кто-то до корабля ночью и т.д. И с годами получался костяк лётного состава, расставленного правильно на соответствующих должностях. А если мы проглядели эту подготовку, то и имели, когда в одном полёте всё сходилось: и нарушения и несоответствие уровню летать в данных условиях - ка­ тастрофа Александра Топыричева нашего однокашника на ТОФ, авария Владимира Новикова в Средиземном море ВВС СФ. Это надо соответствующим руководителям и командирам и инструкторам уяснить. Если есть штатное расписание, к примеру, эскадрилья. С каждым лётчиком надо разобраться с его лётными качествами, лётными способностями, стремлением летать, к этим вопросам подходить очень тщательно и взвешенно. Были у нас и такие случаи, когда высококлассные лётчики, майоры и подполковники отстранялись от дальнейших полётов с корабля на ходу в море в условиях Севера и Средиземного моря. Они вообще больше не допускались летать в этих условиях, а переводились на другие типы ВС или летали без кораблей в средней полосе. При ноч­ ных полётах с проектов кораблей 1143 в условиях качки. Когда корабль ходил по восьмёрке с амплитудами во всех плоскостях до 8-12 м. На глиссаде начинают летать визуально с 1000-500 м и отслеживать качку корабля. И получаем следующего заложника с экипажем по незнаниям, по необученности и по неумению и нежеланию работать над собой, перестают учиться. Командиры ничего не видят и получаем катастрофы и аварии. Аварии на вертолётах при полётах с кораблей - БФ 2009 год, СФ 2012 год. А вот отцы наши всё равно на голову были выше и разностороннее обучены, чем мы. Они были больше само­ стоятельны, самокритичны, скромнее и более воспитаны, чем мы. Умели всё замечать и видеть. Сыграло роль то время, в котором они родились и выросли - это Великая Отечественная война и послевоенные годы в их вос­ питании, самовоспитании. Годы разрухи и голода, и всё это их закалило, и была очень большая целеустремлён­ ность во всём, в освоении профессии лётчика. Затем разгон авиации при Хрущёве, опять руки не опустили, пош­ ли летать на вертолётах и в гражданскую авиацию. А сейчас, сказал бы не задумываясь, о старшем поколении: «Да и ещё как освоили новую технику, с присущими им качествам целеустремлённости и трудолюбия!». И ещё очень хочется остановиться и ответить на вопрос: «А как ты относишься к припи­ скам достигнутого уровня, к припискам на получение класса и фальсификации метеоусловий?». Ответ очень простой: - Просто надо выполнить одну посадку ночью с корабля на ходу на Севере в Баренце­ вом море, или в Атлантическом, Индийском, Тихом океане или в Средиземном море. Даже пусть это будет безоблачная звёздная ночь без луны. Тогда твои мозги будут правильно работать, если останешься жить со своим экипажем. Сразу тебя отрезвит, за кормой корабля при посадке на дальности от корабля 300-500 м, а особенно в качку. И желательно слетать с корабля проектов 1143.5 при совместной килевой и кормовой качке с амплитудами движений ВППл по высоте до 8-15 м и более и в боковом перемещении соответственно по Правда, не всем лётчикам это под силу - в таких условиях летать. При полётах в соответствующих ус­ ловиях иметь ещё и соответствующий на­ лёт и опыт полётов, освоение должно идти без больших пере­ рывов в обучении. К примеру, прежде чем перейти летать ночью с корабля, надо днём налетать и влетаться с корабля на ходу днём. Выполнять маршрут­ ные полёты над морем, на ПМВ и выполнить определённый налёт и количество посадок. А затем приступить к обучению ночью или начать процесс восстановления после перерывов. И опять же, ко всем подходить инди­ видуально, составлять индивидуальный план обучения. Сухие цифры КБП могут сыграть свою роковую роль. Надо сначала научиться правильно летать с экипажем во всех условиях, и тогда появится мастерство и «значок класса» сам прийдёт. Не спеши, учись! И тогда будет всё хорошо. И сам останешься жить, и экипаж и пассажи­ ры. А командирам и инструкторам в этих вопросах надо быть начеку, и на самотёк не бросать процесс лётного обучения своих подчинённых экипажей и лётчиков. «восьмерке» оо. Заслуженные военные лётчики РФ Чичкин Александр Кузьмич, Щежин Михаил Александрович. Преемственность в авиации 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz