Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

С ПАЛУБЫ «УДАЛОГО» _Моя дорога в небо _______________ издали можно принт» аиский лайнер, на котором на- хс^тсл туристы. По номанде „Корабль к полетам верто.*™ приготовит*’’ белые и огни расцветили, обозначая га­ бариты. полетнуюпалубу. Мощ­ ные прожекторы превратили Легат» предстояло экипажу старшего лейтенанта Владимира Алексеева. Несмотря на моло­ дость он и «ГО подчиненные послвод,^ 06ЛаДа. --- ----- T ЧО ) ___і приза ВМФ летчики праву разделяют - - корабля. . . _ Говаі экип»>««м чамдир шу разрешении ка ходов0* _ с этими словами е полуМр#. ке мостика возникли три фи. гуры в оранжевых костюмах Так всегда: перед вылетом экипаж противолодочного ввр, толета поднимается ск>аа. Ч1о. С ПАЛУБЫ Н А МАЧТЕ большого про­ тиволодочного корабля (БПК) ,.Удалой" тревож­ но пульсируют синие про­ блески. привычно ассоци­ ирующиеся в сознании с чемто небезопасным, требующим ос­ торожности и особого внима­ ния. Чуть ниже горят огни: красный, белый, красный. Они сообщают „Ограничен в воз мокностн маневрировать' На „Удалом" идут полеты противолодочного вертолета. Стремясь обеспечить их мак­ симальную безопасность, кап» »ан 2 ранга Николай Скок подолгу не изменяет курс и скорость БПК. Ночью на кораблях строго соблюдают правила светомас­ кировки. Даже если кому-ли­ бо из моряков понадобится отдраить дверь из ярко ос­ вещенного тамбура на верхнюю палубу, автоматика тотчас по­ гасит в помещении свет. Нич­ то не должно демаскировать военный корабль Включении ми ом несет только ходовые огни. Но сегодня „Удалом" «читаются опытными корабель­ ными вертолетчиками. Им при­ ходилось работать со многими кораблями. Однако именно с „Удалым" связан их самый большой уел». На первенстве Военно-Морского Флота (ВМФІ в ходе состязательного поиска подводной лодки экипаж стар­ шего лейтенанта Алексеева, стартовав е БПК, Сумел быстро установить контакт с „против- бы получить последние указ* ния и напутствия командира корабля. Только он прааомо- чен принять решение на взлет или посадку винтокрылой ма­ шины. Конечно, не только эки­ пажу старшего лейтенанта Алексеева доводилось летать с „Удалого". В подразделении вертолетчиков о капитане 2 ранга Скоке авиаторы отзыва­ ются С особым уважением. Его умение руководить полетами проверено не только в учеб­ ных поисках подводных лодок. Однажды ему довелось подни­ мать вертолет в условиях, не лредусмотренньіх правилами и наставлениями. в штормовом океане сложная ситуация на лодке. Во что бы подалеку „Удалой’', буксир на ми к чему о следовало снять эяько человек. Не- находился только Попытки завести подводную лодку привели. Окі играючи рвал трос толщиной * руку. Помочь мог вертолет Но непогода давно уже пре­ высила все допустимые пре- делы, при которых еще воз­ можны полеты. Решение капи­ тан 2 ранга Скок искал вмес- но возможные „удобства''. А уж сегодня - тем более, Эки­ паж „Удалого" занял места по расписанию. Кормовая аварий- «УДАЛОГО» те с командиром вертолета майором Михаилом Фировым. Расчеты показали, что глзв- хотя бы некоторое время удер­ жать „Удалой" на гребне вол­ ны. То есть идти с ее скорос­ тью. Попробовали. БПК самым полным ходом пошел го нап­ равлению ветра. Крен значи тельно уменьшился, но только на несколько десятков секунд: волна все же выскользнула из-под корабля и палуба нак­ лонилась. Попробовали ещераз — тот же результат. Значит, эти секунды — все. чем мог располагать майор фиров, что­ бы поднять машину в воздух- Столько же отводилось ему Ина посадку. пнтиышко. Корабельные при­ емчики настроены на волну вертолетной радиостанции. БПК движется неизменным курсом. Скорость постоянная. И т мая партия в готовности номер один, К немедленному дейст­ вию приготовлены средства по­ жаротушения. На полетную па­ лубу выставлены метеонаблю­ датели. Летчики занимают свои мес­ та в вертолете. Из иллюмина­ торов стартового командного пункта, нависшего над полет­ ной палубой, видно, как мед­ ленно, будто нехотя, а потом все быстрее и быстрее начи­ нают раскручиваться лопасти винта с ярко-красными огонь­ ками на концах. Чуть качнув­ шись, машина поднимается над палубой и уходит вправо, вверх. Через минуту только красные проблески в ночном небе указывают еекурс. На мачтах „Удалого" вра- паж вертолета в воздухе. И вот уже старший лейтенант Алексе­ ев докладывает командиру „Удалого" о выполнении пос­ тавленнойзадачи. . .. Один лишь эпизод бое­ вой учебы на большом про­ тиволодочном корабле. У эки­ пажа „Удалого" и у вертолет­ чиков одна общая цель, одна задача - бдительно стоять на страже морских рубежей СССР. Их надежные союзники в этом — высокое профессиональное мастерствои слаженность. ___ - - 7 ~)есъ период службы на Севере мы вместе с моими старшими товарищами на кораблях выполняли ѵчеб- J j ные и боевые задачи. Знали друг друга очень хорошо. Время, проведенное вместе, больше, чем служба в полку, ведь основная служба проходила на кораблях и в походах. Приведу маленький пример выполнения задач - это написал флотский корреспондент газеты «Красная звезда» Сергей Ищенко о нашей службе. «Сейчас у авиаторов Северного флота, несмотря на любые прогнозы метеорологов, простых условий для полётов нет. Полярная ночь, темень почти круглосуточно властвует в высоких широтах, и, чтобы летать в здешних краях, пилотам требуется специальная подготовка. Вдвойне тем, кому доводится поднимать боевые машины с палубы надводных кораблей. Ведь даже и в светлое время суток к таким полётам допускают наи­ более умелых и опытных. Что ѵж говорить о полярной ночи... На мачте большого противолодочного корабля (БПК) «Удалой» тревожно пульсируют синие проблески, привычно ассоциирующиеся в сознании с чем-то небезопасным, требующим осторожности и особого внима­ ния. Чуть ниже горят огни: красный, белый, красный. Они сообщают: «Ограничен в возможности маневри­ ровать». 561

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz