Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев . с якорями, с красивыми фотографиями, правда, чёрно-белыми, и цветными флотскими рисунками. Альбомы были сделаны очень красиво, с душой. Показывали они свою дембельскую форму. В то время мы были почти ровесники и нас отличала не национальность, а лишь то, что ребята были уже возмужавшие, сформированные для дальнейшей самостоятельной жизни. Раскрыли они мне секрет, где хранили свои дембельские альбомы и где делали втайне от всех свои фото. В то время фотолаборатория напрямую входила в подчинение замкоманди- ра корабля по авиации. Батьку они сильно любили и немного боялись его. Алексеев Валентин Анатольевич виду не подавал, что его подчинённые делились своими фотографиями с рядовыми матросиками. Все негативы акку­ ратно хранились в фотолаборатории, в больших конвертах. За ввод в боевой состав флота корабля «Киев» планировалось Соколова Юрия Георгиевича представить к званию Героя Советского Союза. Во время проверки флота инспекцией Министерства обороны СССР, которую возглавлял один из леген­ дарных военачальников Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза К.С. Москален­ ко, когда корабли вышли в море, а маршал, конечно, на самом красивом и большом корабле. Все знали, что командир на корабле один. А маршал этого не знал. Решил покомандовать и самолёты сразу все поднять в воздух на разгром «врага». Командир ко­ рабля Юрий Георгиевич не выполнил приказ, моти­ вируя правильно тем, что по возможностям корабля, самолёты одновременно поднять в воздух и все ко­ рабельные воздушные суда невозможно. При такой организации вылетов, затем всех сразу пришлось бы сажать одновременно. Прдцолжительность по­ лётов Як-38 была небольшой.! И в этйх урлОвшх были бы большие потери лётчиков. Соколову с'по­ мощью русс кик слов приелось ^іфз^ір^ть- марша­ лу, что тот сильно заблуждается и что маріпал вовсе не командир корабля. Жизнь лётч’йкоц'-стыла важнее. Тогда на Юрия Георгиевича Соколова было написа­ но представление на звание Героя Советского Со­ юза. Маршал его не подписал. Не дали Героя Со­ колову. Самая большая заслуга Юрия Георгиевича Со­ колова перед нашей Родиной и таких, как он, что Первый командир «Киева» Соколов Юрий Георгиевич он не дал погибнуть ни одному лётчику во время его службы в угоду своей карьеры и в угоду регалий и званий. Это и есть его самая главная и заслу­ женная награда НАША ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ О НЁМ. А сколько раз при;перебазировании на корабль' боль­ ших маршалов и министров Юрия Георгиевича выселяли из его командирской каюты, командир ночевал в кубрике у матросов. Это безобразие прекратил один из адмиралов, он вступился за командира и с тех пор ни одного командира корабля не имеют права выселить из его каюты. Это неписаные традиции флота. Ими и были написаны наши первые инструкции по полётам с кораблей проектов 1143. Эта «секретная»-ин­ струкция была написана ими правильно, она актуальна и до Сегодняшнего дня. Хотя и была первой. Многие не знали разницы между инструкциями по производству полётов с авианесущих кораблей различных проектов, потому что в руках её не держали. Потому что внимательно её не читали и не знали. А кто читал? Кто первый летал с этих кораблей. И мы, молодые лейтенанты, под руководством авиационных командиров И.Е. Чеберячен- ко, М.Ю. Голоднова, штурманов А.В. Еловикова, В.А. Денисова, Г.П.'Максимова от корки до корки знали эту первую инструкцию при полётах с корабля. И понимали, что там написано, а написано-там было всё правильно. Так, к примеру, до сегодняшнего дня кроме Инструкции с «Киева», нет санитарных норм по’ ЭМИ, облучению, электромагнитных полей при полётах с кораблей для лётного, инженерно-технического состава и личного со­ става корабля, привлекаемого к обслуживанию и эксплуатации корабельных воздушных судов во время полётов и подготовке к ним. А там было расписано всё по времени, поминутно пребывания для.личного состава на этих площадках. Чтобы потом люди не облучались и не болели. А почему так получилось? Над всеми вопросами на «Киеве» именно в этой части отработки организации полётов с корабля нашей авиации занималось восемь ми­ нистерств и четырнадцать профильных институтов и НИИ. Там впервые и в последующем больше ни в одной 558

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz