Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. лётный опыт, конечно, он приобрел на Севере, а особенно на острове Шпицберген. А наставниками у него были инструктора фронтовики. Так судьба сложилась, что он не закончил академию. Когда время пришло учиться, он написал рапорт для поступления в академию. А его командир полка в Венгрии городе Калоче фронтовик Жуков сказал ему «Мне нужны отличные лётчики в полку - не пущу, пусть учатся бездари и лентяи, арапорт ВАШя не подпишу - жалуйтесь». Это было после войны, хороших лётчиков никто никогда не отпускал, созна­ ния мирной жизни ещё не было. Я завидовал тем лётчикам, штурма­ нам, техникам, которые служили с ним, которым он так просто, по-отечески, и иногда и очень строго передавал весь свой лётный и жизненный опыт, и опыт, впитанный им его фронтовых инструкто­ ров. А когда подумаешь, что летать с ко­ рабля в его эскадрилье нельзя. Тогда всё становится на свои места. Нет, не проме­ няю корабли на базовый полк, не та ро­ мантика. У нас лучше. Внутри его лётного коллектива была всегда нормальная рабочая обстановка все безукоризненно выполняли повсед­ невно свои обязанности лётчики, штур­ маны, техники, механики на земле и в воздухе без всякой показухи. Принцип и подход к работе у всех был один. ВЕЗДЕ СТРОГИЙ ПОРЯДОК И ЧИСТОТА: начиная с выполнения своих обязанностей, формы одежды, порядка на стоянке, где находились вертолёты, вну­ три вертолёта, в полёте по выдерживанию режимов полёта, при взаимодействии в экипаже, при разборе полётов, в контейнерах, в домиках, в классах подготовки к полётам, в документации лётной и технической, в оформлении стендов. И всё это было сделано их руками с «НУЛЯ» после переучивания на новую технику. По его указанию были переписаны и сделаны конспекты по каждой авиационной дисциплине. Эти конспекты они написали на скорую руку при переучивании в Николаеве и Очакове и добавили свои зна­ ния, наработанные за многие годы службы в авиации, по аэродинамике, навигации, вертолёту, двигателю. Не дожидаясь, когда выйдут книги по этой теме. Сделал их лётчик Геннадий Демченко, с большим талантом худож­ ника, в цвете, даже рисовал акварелью приборные доски и механизмы, схемы. Лучше конспектов и даже книг в оформлении и содержании я за все годы службы в авиации не встречал. Конспектами пользовались все при под­ готовке к полётам и на занятиях. Уровень профессиональной подготовки лётного и инженерно-технического состава был очень высок, и рос ото дня ко дню. Поэтому и показатели по боевой подготовке и безопасности полётов были очень высоки. За всю службу в авиации я ни в одном подраз­ делении и части не видел, чтобы во время экза­ менационной сессии кроме основных вопросов для сдачи зачётов на допуск к полётам изучались вопросы «ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ» (ЦИБ) от пра­ вого лётчика, командира экипажа, до комэски. При очередной проверке авиации СФ этой ко­ миссией они попросили оставить им эти вопросы по всем авиационным дисциплинам для повыше­ ния своего лётного профессионализма. На каком бы аэродроме они не находились, его противолодочная эскадрилья была лучшей на про­ тяжении многих лет в авиации ВМФ, и надёжным щитом от подводных лодок НАТО в общей систе­ ме противолодочников (вертолётов, самолётов и кораблей) при выполнении различных противоло­ дочных задач на Северном флоте. В кабине самолёта, вертолёта, на аэродроме и корабле прошли лучшие годы их жизни. Модельку вертолёта Ми-14, сделанную вручную в 1975 году, с которой лётчики готовились к полётам и рас­ сказывали о предстоящем полёте, проигрывали «Образ полёта» с нею в руках, сохранил. 523

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz