Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. готовке к боевой службе в Персидском заливе. Если говорить образно, при перерывах в полёте с корабля на ходу ночью более 7-10 лет «за три дня подготовить и утром доложить, что все готовы». То же самое, только вот присутствовала ещё и личная недисциплинированность командира вертолёта Александра Топыричева, а в последнем полёте спешка с изменением полётного задания, схемы полёта. Отвлечёмся на минутку. А чтобы не допускать таких трагедий, надо летать и понимать нашим командирам, политикам, Верховным Главнокомандующим, нашим нынешним и будущим Президентам. Всё надо наладить, как положено в авиации, и шкурку натягивать не надо, а то она лопнет. Как-то передо мной лежал доклад «Анализ систем подготовки лётных кадров, совершенствования и поддержания навыков лётного состава АА зарубежных стран, сравнение их с системой подготовки в ВС РФ», который я где-то «добыл» по вертолётной авиации, кто как готовит верто­ лётчиков в странах мира и у нас. Там по каждой стране было написано правильно всё, только в конце рекомен­ дации для нас совершенно неправильные были для нашей авиации - это моё личное мнение. «Таким образом, проведённый по данным печатных военных изданий анализ показывает, что система подготовки лётно-профес- сионального совершенствования и поддержания навыков лётного состава АА зарубежных стран экономичнее и имеет ряд преимуществ в сравнении с системой подготовки лётно-профессиональных кадров АА ВС РФ, т.к. направлена на подготовку командиров вертолёта в короткие сроки». Для чего нужна подготовка в короткие сроки? Мой вопрос и ответ тому, кто это писал и рекомендовал нашему РУКОВОДСТВУ. А для того, чтобы потом быстрей убиться и в мирное время и при боевых действиях сразу прибавляй от 40-60% небоевых потерь (это экипажи с десантниками на борту), такой опыт у нас уже есть и плюс к этому при­ бавь ещё потери при ведении боя, потери один к двадцати при такой подготовке. А теперь подсчитай деньги и экономию, которая будет исчисляться цифрами в сотнях миллиардов. А челове­ ческие жертвы и потери? А главное - невыполненная боевая задача. Выводы по обучению курсантов такие: летать с первого курса, налёт для выпускников 250-300 часов, выпу­ скать с третьим классом без понижения налёта и количества боевых применений как было в 80-х годах. И в последующем в боевых полках с годовым налётом 120-160 часов во всех условиях, при 40% налёте по приборам от общего налёта. ЭТО НАУЧНО ДОКАЗАНО ИНСТИТУТОМ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ МЕДИЦИ­ НЫ, НАШИМИ УЧЁНЫМИ. Часто повторяю эти цифры по ходу текста для того, чтобы врезались в память. А программу обучения 80-х годов можно доработать в лучшую сторону. Но без понижения налёта. Добавить отличные тренажёры двух типов: первый - по технике пилотирования и по преодолению иллюзий в полёте, второй - по вынужденному покиданию и по аварийному приземлению и приводнению. Такие тренажёры в мире Больше обращать внимания на знания аэродинамики, знания физической сущности ограничений лётных и технических, вертолётовождению и самолётовождению, вопросов безопасности полётов. Надо понимать, что в первую очередь на случай войны будут выведены все спутники навигации и мобильная связь. Исходя из этого и надо выстраивать процесс лётного обучения и обучения боевого применения для лётного состава. По знаниям авиационной техники, эксплуатации, боевому применению, тактики в училище готовили всегда очень здорово. Это то, что сильно отличало наших лётчиков за все годы подготовки вертолётчиков Сызранского высшего во­ енного авиационного училища от вертолётчиков по ту сторону баррикад. К вопросу психологического отбора, состояния физического развития, здоровья будущих лётчиков, воинов подойти очень строго. В училищах иметь отличные спортзалы, обязательно бассейн и русскую баню. На третьем курсе все авиационные училища прове­ рять Елавной инспекцией МО по физической подготовке, как нас в своё время в 1982 году. За три года из нас всех выпускников - сделали перворазрядников ПО ФИЗПОДЕОТОВКЕ, так нас «натаскали», обучили и воспитали, что только оценка «отлично», а «хорошо» считалось за «двойку». И это было. Лично для себя всегда занимался спортом: плавание, лыжи и баня. Всегда находил время для плавания в бассейне в Североморске, ещё с детства себя приучил к такому ритму жизни. Если поддерживать налёт для лётчика в ПМУ 20-40 часов в год, то будем иметь результат боевых действий в Чечне и в первый период боевых действий в Афганистане - 40-60% небоевые потери. Если продолжать дальше мысль, из опыта всех боевых действий авиации в войнах и конфликтах независимо, что ты русский, американец, немец, француз, испанец... Потери при недопустимом налёте, указанном выше, составляли один к двадцати, т.е. на одного обученного приходилось двадцать поверженных самолётов и экипажей, и это доказано жизнью, боевыми потерями за годы ведения боевых действий. Вывод: мы сами закладываем потери в мирное время, а особенно будем расплачиваться во время кон­ фликтов и войн, всему итог - потери за двадцать лет военной и гражданской авиации у НАС - 450 верто­ лётов! При условии, что по большому счёту с СМУ и ночью при минимуме погоды практически не летали экипажи, по которым провели расследование Служба безопасности полётов РФ и МАК. И результат: от общего налёта на экипаж цифры фактического налёта (не приписанного) в СМУ, при минимуме составля­ ли от 100 до 200 часов на командира экипажа за всю лётную работу. Как и у польского экипажа самолёта Ту-154. 505

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz