Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

?**? Валерий Алексеев . ОБ ЭКИПАЖЕ ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА САЛЬКОВА Экипаж: командир Фёдор Сальков, штурман Владимир Нечипоренко Фёдор Фёдорович был у нас командиром эскадрильи, замкомандира полка, старшим инспектором АВ ВМФ в Москве, затем летал в Авиации ФСБ. Впервые близко познакомился с Фёдором Фёдоровичем на боевой службе в Средиземном море, когда про­ веряется, кто есть кто в море. В этих условиях человек раскрывается полностью. Много лётчиков нашего полка были асами, настоящими палубниками, но Фёдора Фёдоровича Салькова отличала простота в общении с людь­ ми и в руководстве своими подчиненными. Говорил он всегда на равных, как лётчик. Так он умел поставить разговор или беседу. И от этого результат его общения и то, что должны были усвоить лётчики, был очень вы­ сок. Говорил прямо, по-деловому, не выпячиваясь и не кичась своим опытом в лётной работе. По полочкам рас­ кладывал все недостатки, недоработки в экипажах. Если нужно было в соответствующей обстановке прилюдно этого не делать, решал вопрос внутри экипажа, не для общей огласки. Если требовала обстановка прилюдно раскрыть все недостатки, то сначала рассказывал о себе, как он избежал впоследствии тех или иных ошибок, ко­ торые совершал этот экипаж. Мы никогда от него не слышали, что самый большой налёт и количество посадок на корабль в любых условиях днём и ночью были у него и его экипажа, да ещё и с обнаруженными ПЛАРБ НАТО. Никогда не слышали от него то, что он освоил все типы корабельных воздушных судов, все типы корабельных вертолётов КАМОВА от противолодочных, спасателей, целеуказателей, штурмовиков, вер­ толёта по обнаружению радиационного и химического заражения. А это полёты в условиях Заполярья днём и ночью с корабля на ходу и при минимуме. Только по прошествии многих лет, когда уже были все на пенсии, мы стали разбираться, кто же является лидером по количеству посадок на корабли в СССР и в России, да ещё в Северных условиях полярной ночи, Средиземного моря, Атлантического океана. Оказался лидером наш Фёдор Фёдорович Сальков, выполнил более 4080 посадок на корабли. Скажу вам честно, эта цифра намного больше, потому что даже при совместной боевой службе на «Киеве» и «Баку» («Ад­ мирал Горшков»), когда заканчивалось продовольствие на корабле, а наши Северные танкеры заправлялись и В первые услышал мальчишкой от своего отца, учась в тттколе. «Это отличный лётчик, лётчик палубной авиации - Фёдор Сальков!», говорил он мне. Если отец это говорил с уважением об этих людях, значит, есть что-то такое, что отличает его от других лётчиков. По свое­ му жизненному и лётному опыту он никог­ да не ошибался. С Фёдором Фёдоровичем Сальковым мы служили в од­ ном полку. Сначала он летал на вертолётах Ка-25 после нашего прибытия в полк лейтенантами. В скором време­ ни он переучился со своим экипажем на вертолёт Ка-27. Хотя налёт у нас был больше на Ка-27, чем у его экипажа и свежие знания после училища и переучивания были у нас. Фёдор Фёдорович быстро освоил своим экипажем новую авиационную технику. У него было преимущество по отношению к нам, ведь он летал тогда со всех проек­ тов кораблей, на которые выполняли полёты Ка-25 и имел множество боевых служб и налёт на учениях в акватории Баренцева и Северных морей и Атлантического океана в зоне ответственности СФ. Сразу скажу, что мне повезло слетать в то время со всех проектов кораблей, на которые садились наши старшие лётчики ещё на Ка-25. Все эти корабли были в боевом составе СФ. Но боевые службы на этих кораблях, предназначенных для базирования только для вертолёта Ка-25 мы, молодые экипажи, не выполняли. А там были корабли с площадками по высоте от ватерли­ нии не более 1,5—3 м. О чём это говорит - посадка и взлёт с корабля в условиях качки и волнения моря «на воду и с воды». 502

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz