Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев. IfnScffnfl] ПО АВАРИИ КА-27ПС С «ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Мнение Фёдора Фёдоровича Салькова Д /іёня просто поразили слова А. Врублевского: «В принципе, готовы выполнять». Так и хочется спросить 1 У-Ly этого «авиатора»: Как можно лётчику быть готовым в принципе? Любой лётчик на мой вопрос о готовности к вылету, ответивший, что он «в принципе готов», был бы тут же отстранён от полётов. За этой стыдливой фразой «в принципе» как правило, скрывается масса серьёзных недостатков, за которыми в свою очередь может потянуться и, что называется, кровавый след. «В принципе», многие знали, что Андрей Алтышкин из-за неурядиц в семье последнее время частенько «поддавал». «В принципе» - по жизни Шура (То- пыричев) был лётчиком слабым, считал Михаил Путятин. «В принципе» у В. Новикова иД. Тереиіина был очень мал опыт полётов с кораблей, особенно ночью. Прямо-таки хочется вдогонку добавить: «В принципе, Сердю ков был неплохим Министром обороны», или: «В принципе, в «Оборонсервисе» практически не воровали!». В своё время лёт ные характеристики на каждого лётчика утверждались на мето дическом совете полка (не знаю, есть ли сей час такие советы?). Так вот. За каждую фразу в характеристике лётчи ка приходилось бук вально драться и от стаивать её. Приведу небольшую выдержку из лётной характери стики: «Лётчик Чка- ловского типа. Спосо бен выполнять любые полётные задания в любых погодных условиях». Стоит ещё что-то добавлять? Вот это действительно готов, и не в каком-то там «принципе». Вернёмся к аварии. Опять же, поразила фраза лётчика на магнитофоне: «Кажется, б..ля, переле тели!». Ну так уходи на 2-ой круг, б..ля! В авиации уход на второй круг - грамотное исправление ошибки. Это знает любой курсант. Ну и что! Покрасоваться перед десантниками? Да они бы всё равно ничего и не по няли, если экипаж бы сделал повторный заход! И я уходил на второй круг, причём с благодарностью от замко- мандующего авиацией СФ по корабельной авиации генерал-майора Логачёва Н.Ф. А благодарность получил за то, что видя крайне неверный расчёт на корабль, я раньше РП сказал в эфир: «Ухожу на второй круг!». Николай Фёдорович тогда пригласил меня на КДП «Киева», объявил благодарность и спросил: «Ошибку свою лейтенант, надеюсь, понял?» «Так точно!». «Давай, иди готовься к следующему вылету». А в этой ситуации, что? Ну пусть даже грубая посадка со смещением. Шасси вертолёта Ка-27 рассчитаны на грубые посадки. А в момент касания шасси с землёй, произошел мгновенный прирост тяги НВ, а у тебя ручка управления вправо до упора. По ходу ты сам вертолёт и перевернул. Знал бы ты, сынок, как в серьёзную качку (15-20°) приходится буквально вбивать вертолёт в площадку, а потом ещё ручкой управления отслеживать кре ны корабля до тех пор, пока вертолёт не закрепят мягкой швартовкой. Знал бы ты, что на кораблях типа «Киев», «Баку», «Кузнецов» за счёт длины корабля при килевой качке 12° , линейное перемещение обреза корабля мо жет составить 10 метров. И если ты не поймал палубу «на вздохе», то потом её не догнать, а если и догнать, то будешь «катапультирован» обратным ходом палубы. Ладно, отложим пока корабль. Читаю АКТ расследования аварии: «майор, лётчик 1-го класса, не имеет допуска к полётам с посадкой на заснеженную площадку! ». Перечитал несколько раз. Не поверил. Как же так! Летать в Заполярье и не уметь приземляться на заснеженную площадку. Да у нас в полку любой лейтенант без класса делал это с закрытыми глазами. Любой лётчик знал назубок действия при попадании в снежную пыль. Читаю дальше. «Командир отряда майор А. Чумак, военный лётчик без класса, РП на корабле, стаж руководства с корабля - один месяц». Смотрю должность - «командир поисково-спасательного отряда на вертолётах Ка-27!». Честно говоря, подумал, что у меня «крыша поехала». Представил, что по этому по- J ѵ . Про лучших лётчиков Виктор Сокерин Самые надёжные пилоты, Как бы они рано не седели, Умирают вовсе не в полётах, А в глубокой старости, в постели - Г 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz