Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев. IfnScffnfl] ПО АВАРИИ КА-27ПС С «ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Мнение Фёдора Фёдоровича Салькова Д /іёня просто поразили слова А. Врублевского: «В принципе, готовы выполнять». Так и хочется спросить 1 У-Ly этого «авиатора»: Как можно лётчику быть готовым в принципе? Любой лётчик на мой вопрос о готовности к вылету, ответивший, что он «в принципе готов», был бы тут же отстранён от полётов. За этой стыдливой фразой «в принципе» как правило, скрывается масса серьёзных недостатков, за которыми в свою очередь может потянуться и, что называется, кровавый след. «В принципе», многие знали, что Андрей Алтышкин из-за неурядиц в семье последнее время частенько «поддавал». «В принципе» - по жизни Шура (То- пыричев) был лётчиком слабым, считал Михаил Путятин. «В принципе» у В. Новикова иД. Тереиіина был очень мал опыт полётов с кораблей, особенно ночью. Прямо-таки хочется вдогонку добавить: «В принципе, Сердю­ ков был неплохим Министром обороны», или: «В принципе, в «Оборонсервисе» практически не воровали!». В своё время лёт­ ные характеристики на каждого лётчика утверждались на мето­ дическом совете полка (не знаю, есть ли сей­ час такие советы?). Так вот. За каждую фразу в характеристике лётчи­ ка приходилось бук­ вально драться и от­ стаивать её. Приведу небольшую выдержку из лётной характери­ стики: «Лётчик Чка- ловского типа. Спосо­ бен выполнять любые полётные задания в любых погодных условиях». Стоит ещё что-то добавлять? Вот это действительно готов, и не в каком-то там «принципе». Вернёмся к аварии. Опять же, поразила фраза лётчика на магнитофоне: «Кажется, б..ля, переле­ тели!». Ну так уходи на 2-ой круг, б..ля! В авиации уход на второй круг - грамотное исправление ошибки. Это знает любой курсант. Ну и что! Покрасоваться перед десантниками? Да они бы всё равно ничего и не по­ няли, если экипаж бы сделал повторный заход! И я уходил на второй круг, причём с благодарностью от замко- мандующего авиацией СФ по корабельной авиации генерал-майора Логачёва Н.Ф. А благодарность получил за то, что видя крайне неверный расчёт на корабль, я раньше РП сказал в эфир: «Ухожу на второй круг!». Николай Фёдорович тогда пригласил меня на КДП «Киева», объявил благодарность и спросил: «Ошибку свою лейтенант, надеюсь, понял?» «Так точно!». «Давай, иди готовься к следующему вылету». А в этой ситуации, что? Ну пусть даже грубая посадка со смещением. Шасси вертолёта Ка-27 рассчитаны на грубые посадки. А в момент касания шасси с землёй, произошел мгновенный прирост тяги НВ, а у тебя ручка управления вправо до упора. По ходу ты сам вертолёт и перевернул. Знал бы ты, сынок, как в серьёзную качку (15-20°) приходится буквально вбивать вертолёт в площадку, а потом ещё ручкой управления отслеживать кре­ ны корабля до тех пор, пока вертолёт не закрепят мягкой швартовкой. Знал бы ты, что на кораблях типа «Киев», «Баку», «Кузнецов» за счёт длины корабля при килевой качке 12° , линейное перемещение обреза корабля мо­ жет составить 10 метров. И если ты не поймал палубу «на вздохе», то потом её не догнать, а если и догнать, то будешь «катапультирован» обратным ходом палубы. Ладно, отложим пока корабль. Читаю АКТ расследования аварии: «майор, лётчик 1-го класса, не имеет допуска к полётам с посадкой на заснеженную площадку! ». Перечитал несколько раз. Не поверил. Как же так! Летать в Заполярье и не уметь приземляться на заснеженную площадку. Да у нас в полку любой лейтенант без класса делал это с закрытыми глазами. Любой лётчик знал назубок действия при попадании в снежную пыль. Читаю дальше. «Командир отряда майор А. Чумак, военный лётчик без класса, РП на корабле, стаж руководства с корабля - один месяц». Смотрю должность - «командир поисково-спасательного отряда на вертолётах Ка-27!». Честно говоря, подумал, что у меня «крыша поехала». Представил, что по этому по- J ѵ . Про лучших лётчиков Виктор Сокерин Самые надёжные пилоты, Как бы они рано не седели, Умирают вовсе не в полётах, А в глубокой старости, в постели - Г 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz