Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев_ Он родился под Петроградом в деревне Горки, ныне Кингисепского района Ленинградской области, в семье крестьянина 21 октября 1921 г. После семилетки работал на Кировском заводе в Ленинграде и учился в аэро клубе. Его инструктор Г. Хорт был одарённым лётчиком; недаром вместе с Михаилом аэроклуб окончили такие впоследствии яркие лётчики-истребители, как Н. Козлов и М. Комельков. Вместе со своими товарищами Бара нов был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков. В РККА с 1939 г. В октябре 1940 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. В звании младшего лейтенанта направлен служить в 271-й ПАП (Прибалтийский особый военный округ). В мае 1941 г. переведён в 183-й ПАП на должность командира звена. С июня 1941 г. воевал на Южном фронте. Свою первую по беду молодой лёт чик одержал 22 сен тября 1941 г., сбив Ме-109. Радость его была беспредельна. Он улыбался, по тирал руки и гово рил сам себе: «Ура! Есть один! Моло дец, Миша! Угробил гада! Читай газеты, мама, читай газе- _______________________________________________________________________________ ты!». С первых же дней Великой От- Баранов Михаил Дмитриевич ечественнои воины Михаил Баранов вступил в ожесточенные бои с фашистскими захватчиками на Южном фронте в составе 183-го истребительного полка. Командуя звеном, Баранов уже в первых боях показал свой «ленинградский характер», как говорили о нём лётчики. Фашисты ожидали здесь, как и в покорённых ими странах Европы, лёгких побед. Но Баранов водил в бой своих лётчиков так удачно, что за первые два месяца не потерял ни одного воздушного бойца, ни одного самолёта своего звена. Такой исход боев был в те первые ме сяцы войны боль шой удачей, и за Барановым прочно закрепилось опре деление «сильный». Сильный лётчик был и умелый командир. К концу сентября Як-1, старшего лейтенанта Баранова М.Д. 183 АИП 1941 года счёт сби тых им самолётов гитлеровцев, как указывалось в аттестации, достиг «первой половины первой десятки». К октябрю 1941 г. уничтожил лично 5 самолётов. 25-ю годовщину Октября Михаил Баранов встречал с особым душевным подъёмом. 5 и 6 ноября 1941 г. на граждён двумя орденами Красного Знамени. 08.11.41 г. в воздушном бою сбил Не-111 и Bf-109. В одном из осенних боев 1941 г. он был сбит, ранен в ногу, выбросился с парашютом и более двух недель выходил с оккупированной территории, пробираясь к «своим», застрелил вражеского солдата. Вернувшись в строй, уже 2 октября «снял» висевший над линией фронта Хш-126, а подходя к своему аэродрому, сбил одного из пары неудачно атаковавших его «охотников». В феврале 1942 года он стал заместителем командира эскадри льи, и тогда-то особенно ярко проявилось его умение управлять группами самолётов в воздушном бою. 486
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz