Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев _ АВАРИЯ «БАЙКАЛА» «Ребята, надо спасать положение , снять гражданских с «Байкала», а Новый год я вам скажу, когда он у вас будет». и &• бЛрг . 1 ' так, по Будичу Г.С37. он хороший человек, очень -осторожный. Но он никогда не летал на Ми-4СП и тем более на Ми-8. И он никогда не знал, чем заниматеся зве но Ми-8. А спасательными делами занималось наше звено Ми-4СП, а потом Ми-8. И вся нагрузка лежала на плечах зве на капитана Гостюжева А.М., Баранова В.М., Моторина В. Затем Гостюжев перевелся в Туркво. Звено разделили на два: спасательное Моторина В. и транспортно-спасательное моё. Почему транспортно-спасательное? Так как у меня, кроме Ми-8Т, были ещё два Ми-8ПС салоны для больших людей. Потом майор Моторин В. перевёлся в Крым Саки. Два зве на опять объединили в одно под моим началом. Так как я был шеф-пилотом, основную нагрузку брал на себя, хотя и мои лётчики справлялись хорошо со всеми задачами. Это были лётчики капитаны Коробов В., Костюченко Н., майор Ско морох, капитан Терентьев В. По служебной карточке ты, видимо, заметил, как я летал. И это я не хвастаюсь, а горжусь, что за всю службу я не имел предпосылок к лётным происшествиям, не убил ни одного человека, хотя много раз был в такой ситуации, как говорит ся, не дай бог никому такого. И это, я считаю, нормальное чувство гордости. Итак о событии, связанном со спасением дизель-электро хода «Байкал». Немножко подробностей. Советское прави тельство заключило договор с голландскими судостроите лями о строительстве для нас 12 судов ледового класса. Контакты с ними идут со времён Петра 1. Названия кораблей при закладке были даны по названиям рек Северного Ледовитого океана, а именно: Обь, Енисей, Ха танга, Амгуэма, Колыма, Индигирка, Печора, Двина, Онега, Оленек, Мезень. Заметь, никакого Байкала. Шесть кораблей были сданы и пришли на Север, а именно «Обь», «Лена», «Енисей», «Колыма», «Амгуэма», «Инди гирка». «Обь» и «Лена» стали ходить в Антарктиду, а остальные по северному морскому пути. Всё было хорошо до тех пор, пока на этих кораблях (судах) не подняли флаг ВМФ СССР и состав экипажа стал полностью во енным или частично военным, но командиры были военные. Так как Голландия входила и входит в блок НАТО, развязался большой международный скандал, так как Советский Союз нарушил международный договор, по садив военных моряков на эти корабли. А Голландия член блока НАТО усилила военно-морскую группировку на Севере. Голландия разорвала контракт на строительство остальных шести кораблей. СССР за обман был наказан ООН. На дизель-электроходе «Лена» экипаж лейтенанта Санникова ходил в Антарктиду, а экипаж капитана Гераси мова В.И. (будущего моего командира звена на Севере, с которым я переучивался в 1971 году на Ми-8) ходили на дизель-электроходе «Байкал» (бывший «Колыма») на Диксон, Нарьян-Мар, Амдерму. Почему же «Байкал», а не «Колыма». У кого-то в Москве в ЦК или ещё где-то промелькнула мысль, как это так, с таким именем «Колыма» ходит корабль ВМФ СССР. И принято решение переименовать. Но так как все крупные северные реки были задействованы в названии, было принято решение переименовать в «Байкал», так как из него вытекает одна единственная мощная река Ангара, впадающая в Енисей. Назвать «Ангара» не могли, так как в это время, да и сейчас, ходит ледокол «Ангара» по озеру Байкал. Валера, ты видимо знаешь, что при закладке корабля в остов корабля вмонтируется закладная доска и отливается судовой колокол. Закладочную доску не вытащить никогда и ни за что, а рынду сняли, и отлили новое название «Байкал». Но батюшка седой Байкал не терпит никакого над собой надругательства или обиды. Были исторические факты, подтверждённые случаи, когда на глазах у очевидцев тонул корабль на озере за оскорбление его, и этот корабль не находили во- 37 Будич Геннадий Степанович - лётчик-снайпер, полковник, заместитель командира 38 ОКПЛВП по безопасности полётов. 480
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz