Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. ПОЛЁТ ГЕНЕРАЛА БЛАГОДАРНОГО (КАК ЗАБЛУДИЛИСЬ) Э кипаж Ту-16 во главе с зам. командующим авиации СФ генерал-майором Благодарным взлетел с Северо- морска-1. С заданием отбомбиться на полигоне Лумбовка, а затем пройти до северной оконечности Но­ вой Земли (мыс Желания) и вернуться домой. На борту также находился штурман полка с проверкой штурманов экипажа по навигации и бомбометании. Отбомбившись на полигоне Лумбовка, они продолжили полёт до Мыса Желания. А чтобы полёт мёдом не казался, проверяющий приказал выключить бортовой локатор (ориентируй­ тесь по другим средствам и счислением пути). Ветер был северо-западный и приличный. Шли за облаками. До мыса Желаний не дошли 70 км и развернулись домой, так как они дошли до ППМ на 70 км, настолько же км, они оказались раньше у береговой черты, да и ещё их снесло северо-западным ветром. И вместо о. Кильдин они вышли на о. Колгуев перед входом в Белое море. Остров Колгуев они увидели из-за облаков по локатору, включить который разрешил проверяющий. Они его признали как остров Кильдин и вход в Белое море как вход в Кольский залив. Запрашивают Североморск-1 об условиях подхода. Им выдают условия, но по обзорному локатору на аэродроме и о. Кильдин РП не видят само­ лёт. Но, правда, снижения с эшелона им не дали. Вдруг один из штурманов операторов по стрелке АРК замечает, что Мурманск, точнее ШВРС (широковещательная радиостанция) не по курсу, а справа. Я также при полётах на большие расстояния всегда пользовался ШВРС Мурманска. Станция мощная, приём очень устойчивый, стрелка АРК чётко показывает, где дом. А при подходе километров 15-20 перебрасывались переключатель на ДПРС сво­ его аэродрома. Однажды возвращался с Нарьян-Мара, а это более 800 км, с высоты 1500 м мы взяли Мурманск и с учётом ветра шли на ШВРС благополучно прилетели. У них стрелка АРК чётко показывала, что Мурманск справа, а ведь при подходе с Севера АРК точно пока­ зывает ШВРС по курсу. Оператора не послушались и проверяющий его ещё обругал (видите, умник, Мурманск передвинул). Сквозь облака они увидели отсвет Архангельска и Северодвинска, считая что это Североморск и Мурманск. Они вели связь с Североморском-1, а манёвр на посадку стали строить в Лахту (наш морской аэродром). Аэродром в эту ночь не работал. А взлетевшие самолёты с аэродрома Талаги они приняли за Севе­ роморск-2. ДПРС, на которой они настроились, не брался, т.к. ДПРС по характеристикам выдаёт мощность на расстоянии 20-30 км. А они над Архангельском. Им дают условия захода, а привод не работает (по их мнению) на Североморске-1 его не видят, и тоже не поймут, где же они. Запрашивают, а на экране локатора их нет. В эки­ паже начинают понимать, что они пришли куда-то не туда, но не знают куда. Они взяли курс на запад и пошли через Северодвинск над Кандалакшским заливом. Неутомимый оператор замечает, опять докладывает, что По­ лярная звезда не в том месте и стрелка АРК показывает по отношению к самолёту под 90°. Опять получил втык за Полярную звезду, он замолк. Но в экипаже некоторая сумятица, перестали связываться со своим аэродромом, ища выход из создавшегося положения. Курс полёта вдоль Кандалакшского залива и по локатору они видят, что берег и слева и справа, и что это не похоже на Кольский залив. В это время средства ПВО видя, что летит какой- то самолёт, отвечает СРО (т.е. «Свой»), но его не должно быть. Они запрашивают у оперативного авиации флота, Ваш самолёт? Нет у нас возвращается с Баренцева моря Ту-16. Лахта ответила, что у них вообще нет полётов. Ближайшие армейские аэродромы ответили, что в том районе нет их самолётов. По скорости полёта ПВО точно определили, что это самолёт, а не вертолёт. Пролетев Соловецкие острова, они вышли из облаков, слева по курсу они увидели сигналы КНСМ (кодово-неоновый светомаяк). Решили идти на него. Известно, что КНСМ выдаёт световые сигналы букв основного курса посадки. В экипаже стали лихорадочно вспоминать, чьи это буквы. Пока искали, аэродром пролетели. Перехватчики Су-15 (пара) поднялись на перехват. Но самолёт пересёк грани­ цу, естественно Су-15 туда не пошли. Вдруг радист нашёл у себя, что это аэродром Подужемье. Они пересекли финскую границу, углубились на 40 км (точно не помню). Развернулись быстро на КНСМ. На первом канале доложили перехватчикам, что они поняли, где находятся, и идут домой. Но увы, им приказали садиться у них, а полоса у них очень узенькая, как у Ту-16 рулёжки. В общем, их арестовали и под белы рученьки сопроводили в штаб, а там связались с оперативным флота и авиации флота. На следующий день они взлетели и пришли домой. Каким боком я оказался в этом деле? Когда на Североморске-1 потеряли самолёт и Ту-16 перестал вести с КП связь, конечно, была какая-то растерянность. Меня подняли из ДС и направили в район Кильдина на поиск, так как экипаж прошёл о. Колгуев доложил, что прошёл Кильдин. В общем, в кромешной тьме мы пытались найти иголку в стоге сена. Ещё есть такое выражение, тяжело найти чёрную кошку в тёмной комнате, если её там нет. Мы искали на севере, а самолёт был на юге Кольского полуострова. Когда доложили на флот, что самолёт на аэродроме Подужемье в Карелии, нас вернули домой. Я был глубоко удивлен, как такое могло случиться. Я этот аэродром хорошо знал, много раз садился. После этого полёта Командующий приказал генералу Благодарному проездить по всем авиагарнизонам и лично провести показательный разбор этого полёта со схемой. Поэтому я (да и все мы) хорошо запомнил, а Бла­ годарный, генерал с юмором, очень подробно и с какой-то издёвкой над собой довёл до нас всех. Приказом МО СССР ему сняли классность до 2 класса, как и штурману-проверяющему. Правда, генерал не стал носить 2 класс, а носил бесклассный лётный знак, и вскоре куда-то перевёлся. 479

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz