Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев . из ДС по тревоге. По запросу меня вывели в район катастрофы. По моей практике в районе катастроф обычно пожары. А в данном случае пожара не было, но пахло керосином. После нескольких виражей мы заметили 2-3 фонарных луча. Мы поняли в экипаже, что как минимум 2-3 члена экипажа живы. Я принимаю решение риско­ вать, и до сих пор считаю, что этот риск был оправданным, сложнее всего было зависание и подбор площадки для посадки на шаге. Ночь, все сопки в снегу, девственно. Сел в метрах 10-12 от хвоста. Ужасающая картина. Правый старший лейтенант Бровко Т. остался за управлением (из личного опыта, не садиться полностью, а по- лувисеть на «шаге»). Я с борттехником капитаном Новиковым Г. и бортфельдшером прапорщиком Кудалевым приступили к погрузке (именно погрузке), т.к. два члена экипажа лежали. Это потом мы узнали от них же, что они прапорщики из хвоста - Коу и стрелок радист. Обследовав останки самолёта, мы убедились, что больше в живых никого не осталось. После погрузки мы взлетели и пошли курсом на Североморск-3. На следующий день (условно день) - сумерки (стояла полярная ночь), мы несколько раз вылетали к месту катастрофы забрать тела остальных членов экипажа. А также «чёрный ящик» и остатки боеприпасов (ленты с патронами). А затем на внешней подвеске перевезли двигатели. Один двигатель улетел метров за 200. Командующий АВ СФ приказом 15.01.1977 года объявил нам благодарность «За мужество, проявленное при спасении экипажа, потерпевшего бедствие». ИНЦИДЕНТ С ЮЖНОКОРЕЙСКИМ БОИНГОМ J . ''жегодно над I Jn к в am op гіе й Балтийского и Ба­ ренцева морей само­ лётами Североат­ лантического альянса выполняется до 400 вылетов на воздушную разведку территории России. Кроме того, до 300 самолётов-развед- чиков фиксируется над акваториями Японско­ го и Охотского морей, а также Каргинского залива на Дальнем Вос­ токе. Боинг-707-321В (регистрационный номер HL7429, командир корабля - Ким Чан Кью) южнокорейской ави­ акомпании Korean Air Lines выполнял рейс 902 по маршруту Париж-Сеул с посадкой в Анкоридже. Самолёт вылетел из аэропорта Орли 20 апреля в 14 часов 40 минут. На борту находились 97 пассажиров (включая 26 женщин и 5 детей) и 12 членов экипажа. Командир экипажа Ким Чанг Кью - опытный пилот, во время Корейской войны 1950-1953 гг. - истребитель, дравшийся с советскими МиГ-15. Опытен был и штурман Ли Чин Син. Позднее они признаются, что действовали по наущению американцев. В 20 часов 54 минуты по местному времени Боинг был впервые зафиксирован советскими РЛС. Самолёт отклонился от уста­ новленного воздушного коридора и, следуя на высоте 9 километров на скорости 900 км/ч в 21 час 19 минут, вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска. То есть оказался в самом сре­ доточии советских военно-морских и военно-воздушных баз. Корейцы пёрли курсом на Североморск. Момент для операции американцы с корейцами выбрали удачный: в тот день шли масштабные учения в 10-й армии ПВО (штаб - южнее Архангельска), с участием сил и средств Северного флота. В воздухе было множе­ ство военных самолётов. Североморск - это и командный пункт флота, и база подводных ракетоносцев, и база дальних разведчиков Ту-95РЦ. Возвращаясь из полётов над Атлантикой, их экипажи частенько забывали сме­ нить код ответчика «свой-чужой», сверяясь с графиком его изменения. Так что американцы с корейцами знали очень многое. Но радары нашей ПВО заметили «Боинг-707» в трёхстах километрах от берега. Цель не отвечала на запро­ сы системы распознавания «свой-чужой». Начался переполох. Не транспортный ли это Ан-12? Не разведчик Г 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz