Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
16.04.1973 года при проведении плановых полётов на аэродроме Килп-Явр исчез с экранов радара самолёт УТИ-МиГ-15. По тревоге мой экипаж и капитана Скомороха В. вылетели на поиск. Исчезновение самолёта было зафиксировано в районе Норвежской границы у города «Три сестры». Сложно было найти, т.к. ни пожара, ни обломков, да и ещё среди вершин сопок. Но всё-таки через минут сорок мы обнаружили в лощине, что все деревья были чисты от снега, а в одном месте несколько деревьев были запорошены. Я произвёл посадку и по глубокому снегу дошли до этих деревьев. Рядом лежала перевернутая кабина пилотов, а в ней два лётчика (по гибли). Потом было выяснено. Комэска майор (фамилию сейчас запамятовал) проверял молодого лётчика на полёты на низкой высоте, на штурмовку. Вершина горы была прикрыта облаком. Видимую часть горы они при няли за вершину, потом в облако и ударились о сопку, спрятанную в облаках вершину. Приказом от 16.04.1973 года командир ВЭ объявил нам благодарность «За отличное выполнение спецзадания в сложных условиях». О НЕСОБЛЮДЕНИИ ЛЁТНЫХ ЗАКОНОВ Валерий Алексеев _____________________________________________________ О сень 1975 года, шли плановые полёты Ту-16 на 3-м Североморске. В воздухе находилось 8 самолётов. Неожиданно аэродром прикрыло туманом и все самолёты были отправлены на запасной Умб-Озеро. Это запасной Оленегорской дивизии, т.к. самолёты пришли туда с небольшим промежутком друг к другу, естествен но выстроились этажерка над аэродромом. Вот тут и начались складываться ошибка за ошибкой. РП не уточнил остаток топлива у каждого экипажа. Экипажи Ту-16 капитана Успенского с самым малым остатком оказался на самой верхушке эшелона. Экипаж ходил по коробочке молчком, за показаниями расхода топлива не следил, а на борту был штурман эскадрильи. А самое главное, не следили за стрелкой АРК, которая должна была лежать на стрелке - полосе Гик-1. Их снесло на юг, на Кандалакшский залив. И после полного расхода топлива двига тели остановились. Экипаж катапультировался. Из ДС вылетел майор Моторин В. После длительного поиска нашли двух членов экипажа Ту-16. Стрелок-радист матрос срочной службы (такие были) был в лодке MJIAC-1. Парашют не отстегнул, захлебнулся. Штурман был также в лодке, застрелился. Спасся сам штурман-оператор спортсмен. Останки командира нашли случайно рыбаки через год в районе н.п. Варзуга. Вот так не выполнить лётный закон. 29 декабря 1974 года при заходе на посадку на аэродром Североморск-3 произошла катастрофа самолёта Ту-16, пилотируемого капитаном Карепановым Николаем Денисовичем. Самолёт совершал перелёт с аэродрома Остров на аэродром Северный-3. Посадка производилась ночью в сложных метеорологических условиях. Из-за ошибки штурмана в установке давления на высотомере самолёт столкнулся с сопкой. Все члены экипажа Ту-16 погибли. При заходе на посадку в районе четвёртого разворота столкнулся с сопкой на удалении 18 км. Причина ка тастрофы: снижение экипажа ниже заданной высоты на 420 м из-за ошибки командира корабля в установке ба рометрического давления на ВД-20, вместо 726,7 стояло 756,6 мм рт.ст. Экипаж 7 человек капитана Карепанова А.Д погибли. Состав экипажа самолёта Ту-16 1. командир - капитан Карепанов Н.Д. 2. помощник командира - старший лейтенант Кузнецов А.Г. 3. штурман - старший лейтенант Фёдоров Г.М. 4. 2 штурман - лейтенант Замахин Сергей Владимирович, выпускник 6 роты ВВВАУШ 1973 г. 5. старший техник - лейтенант технической службы Губанов В.Б. 6. ВСР - прапорщик Казначеев А.Р 7. КОУ - прапорщик Мелькин П.Е. Как потом выяснилось по приборам и «Чёрным ящикам» (кстати, эти «чёрные ящики» цвета оранжево го), выяснилось, что на высотомере командира давление стояло на 30 мм отличительно от аэродромного. А на остальных приборах у других членов экипажа давление было от аэродрома взлёта, до стандартного 760 мм рт.ст. для полёта по трассе. Облачность была 8 баллов, нижняя кромка 200 м, видимость 2-3 км, снег зарядами. Самолёт упал плашмя на сопку. Видимо, в самый последний момент лётчики заметили, что идут ниже сопки и рванули штурвал на себя, но было поздно. Машина просела и ударилась плашмя. Погибли все. По «чёрному ящику» тангаж в момент столкновения был почти +45°. Я вылетел из ДС сразу же после падения, по тревоге. По указанию РП с Североморска-3 я вышел в район падения, примерно 18 км, и нашёл относительно быстро, даже сквозь облака видно было зарево пожара. Чтобы пробиться под облака, я зашёл по системе с расчётного угла, а потом под облаками дошел до места падения. Сквозь заряды мы производили посадку на сопке, где лежали останки самолёта. Кругом всё горело. Обследовав 472
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz