Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

16.04.1973 года при проведении плановых полётов на аэродроме Килп-Явр исчез с экранов радара самолёт УТИ-МиГ-15. По тревоге мой экипаж и капитана Скомороха В. вылетели на поиск. Исчезновение самолёта было зафиксировано в районе Норвежской границы у города «Три сестры». Сложно было найти, т.к. ни пожара, ни обломков, да и ещё среди вершин сопок. Но всё-таки через минут сорок мы обнаружили в лощине, что все деревья были чисты от снега, а в одном месте несколько деревьев были запорошены. Я произвёл посадку и по глубокому снегу дошли до этих деревьев. Рядом лежала перевернутая кабина пилотов, а в ней два лётчика (по­ гибли). Потом было выяснено. Комэска майор (фамилию сейчас запамятовал) проверял молодого лётчика на полёты на низкой высоте, на штурмовку. Вершина горы была прикрыта облаком. Видимую часть горы они при­ няли за вершину, потом в облако и ударились о сопку, спрятанную в облаках вершину. Приказом от 16.04.1973 года командир ВЭ объявил нам благодарность «За отличное выполнение спецзадания в сложных условиях». О НЕСОБЛЮДЕНИИ ЛЁТНЫХ ЗАКОНОВ Валерий Алексеев _____________________________________________________ О сень 1975 года, шли плановые полёты Ту-16 на 3-м Североморске. В воздухе находилось 8 самолётов. Неожиданно аэродром прикрыло туманом и все самолёты были отправлены на запасной Умб-Озеро. Это запасной Оленегорской дивизии, т.к. самолёты пришли туда с небольшим промежутком друг к другу, естествен­ но выстроились этажерка над аэродромом. Вот тут и начались складываться ошибка за ошибкой. РП не уточнил остаток топлива у каждого экипажа. Экипажи Ту-16 капитана Успенского с самым малым остатком оказался на самой верхушке эшелона. Экипаж ходил по коробочке молчком, за показаниями расхода топлива не следил, а на борту был штурман эскадрильи. А самое главное, не следили за стрелкой АРК, которая должна была лежать на стрелке - полосе Гик-1. Их снесло на юг, на Кандалакшский залив. И после полного расхода топлива двига­ тели остановились. Экипаж катапультировался. Из ДС вылетел майор Моторин В. После длительного поиска нашли двух членов экипажа Ту-16. Стрелок-радист матрос срочной службы (такие были) был в лодке MJIAC-1. Парашют не отстегнул, захлебнулся. Штурман был также в лодке, застрелился. Спасся сам штурман-оператор спортсмен. Останки командира нашли случайно рыбаки через год в районе н.п. Варзуга. Вот так не выполнить лётный закон. 29 декабря 1974 года при заходе на посадку на аэродром Североморск-3 произошла катастрофа самолёта Ту-16, пилотируемого капитаном Карепановым Николаем Денисовичем. Самолёт совершал перелёт с аэродрома Остров на аэродром Северный-3. Посадка производилась ночью в сложных метеорологических условиях. Из-за ошибки штурмана в установке давления на высотомере самолёт столкнулся с сопкой. Все члены экипажа Ту-16 погибли. При заходе на посадку в районе четвёртого разворота столкнулся с сопкой на удалении 18 км. Причина ка­ тастрофы: снижение экипажа ниже заданной высоты на 420 м из-за ошибки командира корабля в установке ба­ рометрического давления на ВД-20, вместо 726,7 стояло 756,6 мм рт.ст. Экипаж 7 человек капитана Карепанова А.Д погибли. Состав экипажа самолёта Ту-16 1. командир - капитан Карепанов Н.Д. 2. помощник командира - старший лейтенант Кузнецов А.Г. 3. штурман - старший лейтенант Фёдоров Г.М. 4. 2 штурман - лейтенант Замахин Сергей Владимирович, выпускник 6 роты ВВВАУШ 1973 г. 5. старший техник - лейтенант технической службы Губанов В.Б. 6. ВСР - прапорщик Казначеев А.Р 7. КОУ - прапорщик Мелькин П.Е. Как потом выяснилось по приборам и «Чёрным ящикам» (кстати, эти «чёрные ящики» цвета оранжево­ го), выяснилось, что на высотомере командира давление стояло на 30 мм отличительно от аэродромного. А на остальных приборах у других членов экипажа давление было от аэродрома взлёта, до стандартного 760 мм рт.ст. для полёта по трассе. Облачность была 8 баллов, нижняя кромка 200 м, видимость 2-3 км, снег зарядами. Самолёт упал плашмя на сопку. Видимо, в самый последний момент лётчики заметили, что идут ниже сопки и рванули штурвал на себя, но было поздно. Машина просела и ударилась плашмя. Погибли все. По «чёрному ящику» тангаж в момент столкновения был почти +45°. Я вылетел из ДС сразу же после падения, по тревоге. По указанию РП с Североморска-3 я вышел в район падения, примерно 18 км, и нашёл относительно быстро, даже сквозь облака видно было зарево пожара. Чтобы пробиться под облака, я зашёл по системе с расчётного угла, а потом под облаками дошел до места падения. Сквозь заряды мы производили посадку на сопке, где лежали останки самолёта. Кругом всё горело. Обследовав 472

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz