Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев В НАЗИДАНИЕ ПОТОМКАМ Х отелось бы поделиться своими мыслями по поводу па дений нашей авиации в прямом и переносном смысле. Вспоминаю 70-е годы, когда по решению каких-то «умных» дядей взялись омолаживать армию, и авиацию в том числе. В 1970 годы мне было 30 лет и старые лётчики мне говорили, что ещё молод, у меня всё впереди. И вдруг в 1971 году стал глу боким «стариком». По тем канонам в 30 лет нужно было быть командиром эскадрильи, а был всего-то командиром экипажа. Коснулась эта кампания по омоложению и наш 830 полк. Кри терием выдвижения на вышестоящие должности были даже не способности и лётные качества, а возраст. Молодой вперёд. Командирами Ka-25-x стали парни, пришедшие к нам из ДО СААФ. Сейчас не говорю о них как о личностях. В основном нормальные были. Но говорить, что к нам пришли лётчики, у меня язык не поворачивается. Подготовки никакой. Умели держаться за рычаги управления. И что самое страшное, их по ставили на вертолёт с одним управлением (один лётчик). Много сил, времени и средств было потрачено, чтобы научить их ле тать. Большинство из них дальше и не продвинулись. Я вспо минаю, как в одном из номеров газеты «Красная Звезда» была опубликована фотография, где в кабине Ту-95 на командирском сиденье был старший лейтенант и подпись «Командир страте гического корабля Ту-95 старший лейтенант...». Фамилию его забыл. Это не смешно, но за авиацию стало страшно. Как может быть командиром такого корабля выпускник училища через 2 года? Маршал Василевский тогда сказал, «что армию не омо лодили, а озеленили». И как результат: с 1971 года по 1975 год по всем вооруженным силам погибла почти дивизия лётчиков. Нам тогда на предварительной подготовке зачитывали материа лы по лётным происшествиям. Волосы дыбом вставали. Причин такому состоянию авиации считаю несколько: 1. Неправильная кадровая политика в авиаполку. Ставили по принципу не перечит, преданный заткнуть образовавшуюся дыру любым лётчиком. Пример ДОСААФовские лётчики в нашем полку. 2. Неумение или нежелание тренироваться полётам по при борам в зашторенной кабине. Потом, попадая в СМУ, облака, не верят приборам, ищут землю катастрофа капитана Луковкина (погиб штурман). 3. Плохие или недостаточные знания авиатехники, инструкции по лётной эксплуатации, сейчас руковод ство по лётной эксплуатации. При каких-то неполадках в воздухе, не знают совсем или не чётко знают свои дей ствия. Майор Опарин, при отказе одного двигателя на Ка-25, включил «ЧР» и летел до своего аэродрома, когда можно и нужно было произвести посадку на запасном аэродроме Кильдин или на побережье. Спасла русская тройная прочность двигателя. Капитан Кауль В.Д., произведя вынужденную посадку на побережье, не оценил место посадки и едва не перевернул Ми-14. Майор Вымятин, Ту-95, заправил компенсационный бак на хвосте. На взлёте не хватило запаса управления. Экипаж погиб. 4. Спешка в продвижении по программе, что приводит к недостаточной уверенной подготовке экипажей к разным видам полётов. Под островом Кильдин погиб экипаж Ка-25 Гуринев (лётчик бывший оператор на Як-28). 5. Невыполнение команд РП и руководителя РСП (посадки). Командир полка полковник Федотов - Кипе- лово Вологодской области. Невыполнение команд РП экипаж погиб. 6. Плохое взаимодействие в экипаже капитан Морозов, Ту-16, зимой, ночью с Североморска-3 при за ходе на посадку с расчётного угла зацепился за сопку. Погибли все, кроме кормовых прапорщиков (я вылетал на спасение, отмечено в учётной карточке поощрений). «Благодарность» Бесстрашному полярному лётчику товарищу Баранову В.М., который свою машину сажает на скалистые сопки и каменистые берега. Только прекрасный человек способен любить Заполярье. Командующий войсками Туркестанского военного округа Июль 1976 года ^ Генерал-полковник С. Белоножко ^ 468
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz