Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев В НАЗИДАНИЕ ПОТОМКАМ Х отелось бы поделиться своими мыслями по поводу па­ дений нашей авиации в прямом и переносном смысле. Вспоминаю 70-е годы, когда по решению каких-то «умных» дядей взялись омолаживать армию, и авиацию в том числе. В 1970 годы мне было 30 лет и старые лётчики мне говорили, что ещё молод, у меня всё впереди. И вдруг в 1971 году стал глу­ боким «стариком». По тем канонам в 30 лет нужно было быть командиром эскадрильи, а был всего-то командиром экипажа. Коснулась эта кампания по омоложению и наш 830 полк. Кри­ терием выдвижения на вышестоящие должности были даже не способности и лётные качества, а возраст. Молодой вперёд. Командирами Ka-25-x стали парни, пришедшие к нам из ДО­ СААФ. Сейчас не говорю о них как о личностях. В основном нормальные были. Но говорить, что к нам пришли лётчики, у меня язык не поворачивается. Подготовки никакой. Умели держаться за рычаги управления. И что самое страшное, их по­ ставили на вертолёт с одним управлением (один лётчик). Много сил, времени и средств было потрачено, чтобы научить их ле­ тать. Большинство из них дальше и не продвинулись. Я вспо­ минаю, как в одном из номеров газеты «Красная Звезда» была опубликована фотография, где в кабине Ту-95 на командирском сиденье был старший лейтенант и подпись «Командир страте­ гического корабля Ту-95 старший лейтенант...». Фамилию его забыл. Это не смешно, но за авиацию стало страшно. Как может быть командиром такого корабля выпускник училища через 2 года? Маршал Василевский тогда сказал, «что армию не омо­ лодили, а озеленили». И как результат: с 1971 года по 1975 год по всем вооруженным силам погибла почти дивизия лётчиков. Нам тогда на предварительной подготовке зачитывали материа­ лы по лётным происшествиям. Волосы дыбом вставали. Причин такому состоянию авиации считаю несколько: 1. Неправильная кадровая политика в авиаполку. Ставили по принципу не перечит, преданный заткнуть образовавшуюся дыру любым лётчиком. Пример ДОСААФовские лётчики в нашем полку. 2. Неумение или нежелание тренироваться полётам по при­ борам в зашторенной кабине. Потом, попадая в СМУ, облака, не верят приборам, ищут землю катастрофа капитана Луковкина (погиб штурман). 3. Плохие или недостаточные знания авиатехники, инструкции по лётной эксплуатации, сейчас руковод­ ство по лётной эксплуатации. При каких-то неполадках в воздухе, не знают совсем или не чётко знают свои дей­ ствия. Майор Опарин, при отказе одного двигателя на Ка-25, включил «ЧР» и летел до своего аэродрома, когда можно и нужно было произвести посадку на запасном аэродроме Кильдин или на побережье. Спасла русская тройная прочность двигателя. Капитан Кауль В.Д., произведя вынужденную посадку на побережье, не оценил место посадки и едва не перевернул Ми-14. Майор Вымятин, Ту-95, заправил компенсационный бак на хвосте. На взлёте не хватило запаса управления. Экипаж погиб. 4. Спешка в продвижении по программе, что приводит к недостаточной уверенной подготовке экипажей к разным видам полётов. Под островом Кильдин погиб экипаж Ка-25 Гуринев (лётчик бывший оператор на Як-28). 5. Невыполнение команд РП и руководителя РСП (посадки). Командир полка полковник Федотов - Кипе- лово Вологодской области. Невыполнение команд РП экипаж погиб. 6. Плохое взаимодействие в экипаже капитан Морозов, Ту-16, зимой, ночью с Североморска-3 при за­ ходе на посадку с расчётного угла зацепился за сопку. Погибли все, кроме кормовых прапорщиков (я вылетал на спасение, отмечено в учётной карточке поощрений). «Благодарность» Бесстрашному полярному лётчику товарищу Баранову В.М., который свою машину сажает на скалистые сопки и каменистые берега. Только прекрасный человек способен любить Заполярье. Командующий войсками Туркестанского военного округа Июль 1976 года ^ Генерал-полковник С. Белоножко ^ 468

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz