Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . «Малый». «Большой» - это аэродром Североморск-1. Полк стал пополняться лётчиками-истребителями из рас­ формированной дивизии. Первым командиром вертолётного полка был Коваленко Пётр Иванович, участник Великой Отечественной войны, лётчик-торпедоносец. После него был полковник Пшеничников Павел Василье­ вич. Места для базирования вертолётов было достаточно. В полк пришли лётчики-истребители с 1-м и 2-м классом. Переучивание проходило в полку. Литературы по технике пилотирования, по обслуживанию вертолёт­ ной техники было очень мало. Изучали вертолётную технику и аэродинамику вертолёта по конспектам выпуск­ ников вертолётного училища. Тренажёров не было совсем, приходилось сидеть в кабине вертолёта и отрабаты­ вать (имитировать) полёт, сидя на земле. Первые полёты в должности коман­ дира вертолёта в СМУ отрабатывались в 1962 году с командиром звена капитаном Шлыковым Михаилом Васильевичем. Лётчик первого класса, летавший на са­ молётах МиГ-17, стал одним из первых лётчиков осваивать полёты в СМУ на вертолёте Ми-4. Этот лётчик был от Бога, несмотря на его другие недостатки, летал смело и уверенно. Свой опыт передавал своим лётчикам звена. Звено капита­ на Шлыкова М.В. в полку стало перво­ классным. Экипажи капитана Олькова М.С., капитана Бобкова И.И., капитана Мандрыка И.А. постоянно дежурили не­ сколько лет в ДС. Всегда были готовы в кротчайшее время вылетить по тревоге дежурных средств ПЛО СФ. С посадкой вертолётов Ка-25 на корабли СФ задачи полка расширились. Необходимо было готовить командиров корабельных верто­ лётов, на них ложилась большая задача флота. В повседневных полётах много уделялось внимания на качество выпол­ нения задания. Полёты на специальные задания были на контроле руководства эскадрильи, полка. Не всегда решалась задача подготовки командиров отрядов, звеньев, а это непосредственные коман­ диры в подготовке своих лётчиков отря­ да, звена. Первым учителем командира вертолёта должен быть командир отряда, звена. Он должен быть на голову выше своих подчинённых в лётном деле, иначе может потерять свой авторитет. Восста­ новить его потом очень и очень затрудни­ тельно. Моими первыми инструкторами в СМУ были Шмыков М.В., Корж Н.И., КаЛ5 взлёт с корабля Мосолов Г.П. и многие другие лётчики. Современные средства захода на посадку и посадка гораздо совершенна, чем были в 1970-80 гг. Дальний и ближний привод да руководитель посадки, вот и весь «арсенал» при заходе на посадку в СМУ Вовремя заме­ тить отклонения и вовремя исправить ошибку не каждому лётчику удаётся. Некоторые экипажи мы потеряли именно при заходе и посадке в СМУ Много уделялось внимания корабельных лётчиков на такую ошибку, как снижение вертолёта ночью на поса­ дочном курсе ниже глиссады. Особенно это повторяется при полётах корабельных вертолётов с БПК (больших противолодочных кораблей). К сожалению, мы её полностью не решили. Успешному полёту в облаках способствовали полёты за шторкой днём и ночью. Эту задачу можно успешно решить, если командир вертолёта сам будет проявлять инициативу в полётах за шторкой, а экипаж будет следить и напоминать командиру, что необходимо выполнять полёт за «шторкой». Весь экипаж должен осознать, что от умения командира вертолёта летать за «шторкой» успешно - зависит и их жизнь. Иван Андреевич Мандрык на руководстве полётами на аэродроме Североморск-2 459

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz