Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

согласился. Батюшка провёл полный чин освящения техники, окропив святой водой машину. Напоследок он мне сказал, что теперь ни одна пуля не заденет меня: «Дижв 6CJIU MttlMUHy U Собьют, ШЫОСПКШвШЬСЯ Жив. Воюй С Богом! Зищищий Родину!». И действительно, после этого Господь миловал меня. Ничего со мной не случилось до самого окончания войны. - Виталий Иванович, я слышал об интересном случае, произошедшем с Вами в районе Чёрного моря. Не могли бы Вы рассказать об этом? В августе 1943 г. я с ведомым Александром Пчелкиным перегонял с завода в полк новенъкне Ла-7. Пролетая над Чёрным морем, увидел плавучий госпиталь - теплоход «Грузия», перевозивший раненых с Малой земли в Сочи. И вдруг замечаю, что к плывущему одиноко, без сопровождения, с опознавательными знаками Красного Креста теплоходу приближаются три немецких самолёта. По международного конвенгщи суда с флагами Красного Креста не могли подвергаться нападению. Но что для фашистов конвенгщи? К сожалению, перего­ няемые нами с завода Ла-7 не имели боеприпасов для пушек. Что делать? Тут родилась идея. На этих самолё­ тах было установлено новое оборудование - сигнальные огни. Я подал команду ведомому А. Пчелкинѵ, чтобы он имитировал своими сигнальными огнями трассирующие пули стрельбы по противнику и пошёл на сближение с неліегщгш самолётом. К тому времени у нелщев, получивших прекрасный урок воздушных боев на Курского битве, ходила байка - если в небе два русских истребителя, то вступать в богО с ними можно только имея двойной перевес. А нелщев было только три самолёта. Увидев наши трассирующие огни, нелщы отвернули от тепло­ хода и убрались восвояси. Наши новенькие Ла-7, облетев теплоход, поприветствовали раненых на палубе, капи­ тана на ходоволі люстике и улетели. Капитан записал всё увиденное в вахтенный журнал и доложил коліандо- ванию по прибытии в порт. Капитан «Грузии», надолго заполінив этот случай, начал искать спасителей и выяснил через коліандование флота наши имена. Уже после войны, летолі 1947-го я, будучи слушателем Воен- но-воздуиіной академии, узнал, что за спасение теплохода с ранеными советскими богщалт удостоен звания Почётного гражданина г. Сочи. - Виталий Ива­ нович, вы являетесь прототипом главно­ го героя знаменитого фильма о войне: «В бой идут одни ста­ рики». Как родилась идея фильма? - В 1969 г. во врелія отдыха под Будапеш­ том я был приглашен свогш старылі друголі генерал-пол ковниколі ависпщи С.И. Харла­ мовым, служившим в Южной группе войск Варшавского Договора в Венгрии, на 30-летний юбилей своего родного 5-го ГвИАП, с которылі прошёл всю войну. На этот же юбилей прибыла группа артистов, среди которых был Леонид Быков, будущий режиссёр и актёр фильма о «поющей эскадрилье». Оказывается, это уже была наша вторая встреча. По словам Леонида, первая состоялась в 1944 г. под Краліаторсколі при освобождении Украины. В то врелія юный артист был в детсколі ансамбле, выстѵ- павшелі перед нашилі авиагщоннылі полком. Честно говоря, лгало кто мог подуліать, что она станет опреде­ ляющей в его судьбе и нашего встрече в Будапеште, ведь Быков три раза после школы пытался поступить в лётное училище, но здоровье не позволило. Поэтоліѵ он всю жгізнь мечтал снять фильм о лётчиках, слышал о нашего «поющей эскадрилье». И вот, по прошествии 25 лет он встретился с лётчиками легендарного полка. Я ему рассказал о нашего эскадрилье, в которого к концу войны из 14 лётчиков - 11 стали Героями Советского Союза. Леонида Быкова удивило, что командовал этой эскадрильей сержант. Это было связано с телі, что выпуск 1941 года, где юноши, в основном прошедшие авиамодельные кружки и лётные школы, обучались по сокращён­ ной программе. Нарком обороны ліаршал С.К Тимошенко, наверное, исходя из возможности сэкономить на офгщерском жаловании и форме, или имея какие-либо другие мотивы, издал приказ выпустить нас не лейте­ нантами, а сержантами, по аналогии с неліегщилт лётчиками, получавшими звания фельдфебелей, но пользо- вавшилшся всеми правами офгщеров. Отдавая свой приказ, ліаршал наверняка не сумел предвидеть того, что в выпуске 1941 г. будут 59 лётчиков Героев Советского Союза, 8 дважды Героев Советского Союза: Попков, Ворожейкин, Гргщееец, Боровых и другие, и трижды ГерогО Советского Союза И.Н. Кожедуб. __________________________________________________ Моя дорога в небо. 439

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz