Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

В те годы на экраны кинотеатров вышел кинофильм «Истребители» с Марком Бернесом в главной роли. Яркгш образ лётчика, романтика профессии оказали большое влияние на моё увлечение авиамоделизмом, ави­ ацией. По собственным чертежам я мастерил модели самолётов. Копия - модель четырехмоторного тяжё­ лого бомбардировщика ТБ-3 установила на соревнованиях в Москве два всероссийских рекорда. На всесоюзных соревнованиях в Москве в 1936 г. по авиамоделизму со своей моделью планер-паритель стал рекордсменом. За одну победу меня наградили велосипедом, за другую патефоном. В июне 1939 г. я закончил аэроклуб Ленинградского района Москвы в Тушино. Когда встал вопрос «кем быть?» - сомнений не было - лётчиком! Осенью этого же года по комсомольской путёвке Краснопресненского райкома поступил в знаменитое Чугуевское Военно-авиационное училище. - Виталий Иванович, у Вас очень большое количество наград, внушительный иконостас. А какие из них наи­ более дороги Вам? - Мне дороги все награды моей Родины. Но, пожалуй, главная моя награда - это спасённые жизни 30 детей, которых я с товарищами вывез из осаждённого Ленинграда. Однажды, в конце марта 1942 г. нашему полку было поручено сопровождать 2 транспортных самолёта ЛИ-2 в Ленинград. На них летели Первьпі Секретарь Ленинградского обкома партии А.А. Жданов и Командую­ щий Ленинградским фронтом генерал-армии Т.К. Жуков. Выбор пал на наше звено не случайно. Я раньше часто ездил на поезде к тёте в Ленинград, где она работала в Детском доме № 3. По дороге любил рассматривать церкви. Потом в войну именно по ним определял всегда маршрут своего полёта. Перед вылетом я подошел к ребятам лётчикам и сказал, что направляюсь в Ленинград, буду у тёти в детском доме. «Там нет продуктов, давайте что-либо соберём». Мне дали два мешка сухарей, мешок чёрного хлеба, консервы мясные, сухую кар­ тошку, морковь, в общем, все, что у нас было. Насобирали килограмм на сто пятьдесят продуктов. Самолёты должны были лететь над «дорогой жизни», где в воздухе буквально свирепствовала немецкая авиация, но мы благополучно выполнили задание. Сели на «Комен­ дантский» аэродром. Начальство уехало, и я попросил комендан­ та дать мне машину, чтобы довезти про­ дукты до детского дома. Когда приехал туда, все несказанно обрадовались такому бесценному подарку. Тетя провела меня по детскому домѵ, пока­ зала ктню. Они там варили суп из лоша­ диного упряжи. Реза­ ли кожу и опускали в чаны, добавляя пучки сухой травы. Сверху этого варива плава­ ли несколько жирных пятен. Тетя показала мне наиболее исто­ нчённых ребятишек. «Они уже доходят, бедненькие », - вымолвила она. Когда я зашёл в комнату и увидел маленькие, скорченные без­ жизненные тельца, лежащие на кроватях, то потерял дар речи, не мог вымолвить и слова. Я, боевой лётчик, стоял как вкопанный и плакал. На меня смотрели тридцать пар огромных глаз. Это всё, что было у них жи­ вое. Они не двигались, просто грустно и вопрошающе - отрешенно взирали на меня. Я попытался пошутить, подбодрить их. У меня был с собой пакет яичного порошка, разорвал его, дал им попробовать. Некоторые не могли даже сосать. После увиденного я быстро вернулся на аэродром. Поговорил с лётчиками транспортной авиагщи, чтобы они вывезли детей. Раненых солдат и офицеров уже погрузили в самолёты, которые должны были лететь в Кострому. Я всё же убедил лётчиков слить часть топлива и погрузить всех детей в один само­ лёт, чтобы он доставил их в Москву. Так мы спасли жизни тридг{ати детей. «Но эта история имела своё продолжение, - вмешалась в разговор супруга прославленного лётчика Нина Михайловна. - Прошло много лет. На очередную годовщину освобождения Ленинграда Виталий Иванович со- __________________________________________________ Моя дорога в небо. 437

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz