Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев . 1—3 декабря 1982 году по предложению Генерального конструктора М.Н. Тищенко я приняла участие в установлении рекордов на вертолёте Ми-26. Вскоре мной был сформирован экипаж: второго пилот В. Волкова, штурман Т. Афанасьева из Тюменского управления, бортмеханик Л. Кошиль из Нижневартовска (между про чим, одна из немногих в мире женщин-бортмехаников). Нам удалось установить на Ми-26 девять мировых рекордов по поднятию грузов на высоту 2000 м. Юбилейную дату - 20 лет со дня установления этих рекордов - мы будем отмечать 3 декабря 2002 года. Готовили женский экипаж к рекордным полётам на Ми-26 сотрудники МВЗ: старший лётчик-испытатель Г. Карапетян, лётчик-испытатель Ю. Чапаев, штурман-испытатель Б. Мешков, штурман-испытатель В. Чёрный и ведущий инженер по летным испытаниям В.А. Изаксон-Елизаров. Инна Андреевна и ее экипаж на деле доказали, что самый большой в мире транспортный вертолёт Ми-26 доступен для управления и женщинам. Как лётчик-инструктор и командир экипажа И.А. Копец лично подготовила десятки молодых пилотов, кото рые достойно выполняют полёты на вертолётах в Заполярье, Антарктиде, в России и за её рубежами... Кстати, именно мы, женщины-вертолётчгщы, первыми в Гражданской авгіагщгі подняли в небо вертолёт Ми-26. Когда я впервые увидела летящий Ми-26 в районе Тарка-Сале, подумала: «Наконег\-то наш дельфинчик (так мы любя называли вертолётМи-26) на серьёзногоработе ». Я всегда считала, что этот вертолёт особен но необходим в Западной Сибири. Установленные нами рекорды позволили многим, в том числе и за рубежом, другими глазами посмотреть на вертолёт Ми-26 и его возможности. После демонстрсщии Ми-26 в 1981 году на авиасалоне в Ле Бурже самым грузоподъёмным в мире вертолётом заинтересовались зарубежные заказчики. Посетителей салона, конечно же, изумляли размеры вертолёта. Не случайно самым распространенным вопросом был такой: «Каков этот вертолёт в управлении? Наверное, очень сложен?». Представители фирмы Миля отвечали: «Девять мировых рекордов на нем поставили женщины». После такого ответа дальнейшие вопросы отпадали. Во время нашего разговора и воспоминаний с Инной Андреевной она показывала много фотографий вырезок из газет, журналов. Я попросил её из обилия этого материала выделить, то, что ей больше понравилось. Она назвала статью Натальи КРАЕВОЙ «Профессия, ставшая судьбой». Часть текста из этой статьи приведём ниже. «—Инна Андреевна, о чём Вы мечтали в самом начале Вашего карьеры лётчгщы? Сбылись ли Ваши мечты? - Мечтать, как говорится, никому не запрещено. Конечно, в молодости, только начиная свою вертолётную биографию, я и представить себе не могла, что в качестве командира женского экипажа установлю 15 миро вых рекордов, что именно мне выпадет высокая честь показать всему миру возможности нашего вертолёто- строения. Мои мечты были более скромными иреальными - стать профессионального летчгщегО. И они сбылись сполна. Я считаю, что как вертолётчгща я состоялась. Отлетала безаварийно более 11 тысяч часов, внедряла вертолётную ависщию в народное хозяйство. Горжусь тем, что я и мои товарищи-вертолётчики своей рабо той внесли вклад в освоение богатств Западно-Сибирского региона. Не будь вертолётов, этот регион не был бы освоен так быстро. - Инна Андреевна, а какова, на Ваш взгляд, роль женщины в ависщии? Расскажите, пожалуйста, о Ваших подругах, связавших свою жизнь с вертолётами. - Наша женщина во многих делах никогда не отставала от мужчин, в том числе и в освоении авиагщонной техники. Вспомнить хотя бы первую русскую летчгщу Лидию Звереву, которая в 1911 году получила пилотское удостоверение №31. Стала рекордсменкой и лётчиком-испытателем вторая русская лётчгща Любовь Голан- чиковсі. Я могла бы назвать сейчас многих очень известных женщин, сделавших имя в авгіагщгі, хотя, конечно, добиться этого им было непросто. Наверное, так же, как и я, многие из них вспоминают дни, когда приходи лось улетать отребёнка, от семьи. Я, конечно, жалею иногда, что не Смогла дать Своему сыну столько ласки и материнской заботы, сколько хотелось бы. Жалею, что семья не сложилась так, как мечталось, что роди телей обходила своим вниманием - всё полёты, полёты... Я ведь из командировок не вылезала, а у женщины должен быть дом, на ней он в нашего стране держится. Здесь есть над чем подумать... Без всякого сомнения, наши женщины внесли весомый вклад вразвитие отечественного вертолётостроения как создатели новых машин гі как лётчики-испытатели. Женщины-авиаторы участвовали в лётных испытани ях, становились рекордсменками и чемпионками мира по вертолётному спорту, словом, поднимали престиж и авторитет нашего вертолётной техники. О своих подругах-коллегах мне особенно приятно рассказывать. Около 10 тысяч часов в качестве бортмеха ника на вертолётахМи-4 иМи-8 налетала в Западной Сибири Людмила Кошиль. Когда-то, при первой встрече, я сказала Людмиле: «Может, мы с тобой ещё слетаем вместе на новом вертолёте ». Пришло время, и я позвала её в экипаж для полётов на Ми-26. Людмила стала первоклассным бортмехаником. Валентина Волкова - неизменныгО второй пилот, профессгюнал высочайшего класса. При этом она мягкий, душевный человек, с которым комфортно гі в небе, гі на земле. Штурман Тамара Афанасьева тоже участвовала в рекордных полётах на Ми-26. Работала на вертолётах в Заполярье, летала штурманом и на самолёте Тѵ-134. Её налёт составляет 18 тысяч часов. 430
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz