Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев. ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ГРИЗОДУБОВА ВАЛЕНТИНА СТЕПАНОВНА j Валентина Степановна * Гризодубова —дочь изобре­ тателя и лётчика Степана Ва­ сильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 10 мая (по старому стилю 27 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудника­ ми музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года. Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на от­ цовском аэроплане с харьковского аэродрома, при­ вязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте пла­ неристов. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Парал­ лельно окончила музыкальное училище по классу ро­ яля и была зачислена в консерваторию. 4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, за­ числяется в первый набор Харьковского Центрально­ го аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харь­ кове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спор- тивную школу Осоавиахима. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. Занималась планерным спортом. С 1930 по 1933 годы работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем —инструктором лёт­ ной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Граждан­ ского воздушного флота. В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24-25 сен­ тября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и М.М. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). 2 ноября 1938 года за выполнение этого перелёта, проявленные при этом мужество и героизм удо­ стоена звания Героя Советского Союза. B.C. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в выс­ ших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вме­ сте с известным лётчиком М.М. Громовым она вступилась за С.П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29. В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год). Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-ым Ави­ аполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника. Первая женщина Герой Советского Союза, Герой Социалистического труда Валентина Степановна Гризодубова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz