Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Шишкин, лётчик-испытатель 1 класса, «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», штурманом - Анатолий Ви­ ноградов, штурман-испытатель 2 класса, борт-инженером - Александр Сычев, авиатехником Петр Жуков, авиа­ техником по РЭСО - Евгений Ладынин. Подготовка заняла немало времени. Наконец контракт подписан, программы лётных эксплуатационных ис­ пытаний и обучения пилотов ХЕЛИСВИСС одобрены лётной службой МАП, получены паспорта, таможенные документы, и 27 июля 1990 года с помощью штурмана - лидеровщика Александра Павленко вертолёт Ка-32Т бортовой номер СССЗ-31000 благополучно прибыл в аэропорт города Берн на базу фирмы ХЕЛИСВИСС. 1 августа 1990 года, в день национального празд­ ника Швейцарии, была проведена демонстрация вертолёта на земле и в воз­ духе. Георгий Шишкин блестяще справился с за­ дачей, и его полёт демон­ стрировался в новостях по всем каналам швейцар­ ского телевидения. Затем была пресс-конференция, на которой с приветствен­ ной речью выступил пре­ зидент фирмы господин Йорк Риди, Алекс Гранд, коммерческий директор, который говорил о путях сотрудничества. От фир­ мы КАМОВ с ответным словом выступил Юрий Соковиков, главный кон­ структор. Он поблагодарил за тёплый приём, отметил, что между фирмой ХЕЛИСВИСС и фирмой КАМОВ сложились деловые и дружеские отношения и выразил на­ дежду, что сотрудничество принесёт желаемые результаты. Началась подготовка вертолёта к полётам с внешней подвеской для вывозки древесины, для участия в ту­ шении пожаров, если потребуется. По авиационным правилам Швейцарии все вертолёты должны иметь обо­ рудование для тушения пожаров, и правительство имеет право привлекать их к тушению пожаров. Технология работы с внешней подвеской кардинально отличалась от принятой методике в нашей стране. На западе по­ ведение груза от момента подцепки его на замок и до сброса контролирует пилот, наблюдая за ним через бли­ стер своей двери. Поддерживается постоянная связь с наземными бригадами такелажников. Для эффективной работы, чтобы упростить подцепку и сброс груза, используется электрический замок. На наших вертолётах в то время устанавливались нижние замки с ручным открытием, а за положением груза относительно вертолёта и его поведением в полёте наблюдал бортинженер, передавая информацию пилоту, он же, в случае экстренной необходимости, мог сбросить аварийно груз. Для адаптации «западной технологии» фирма КАМОВ в короткие сроки провела доработки вертолёта, кото­ рыми руководил Ю. Соковиков. Со швейцарской стороны активно работал Матей Грюненфельдер, руководящий специалистами фирмы Хелисвисс, привлеченными к доработкам. Надо отметить, что фирма Хелисвисс распо­ лагала достаточным набором оборудования и квалифицированными специалистами, чтобы изготовить необхо­ димые детали на своей базе. Игорь Евдокимов помимо участия в технической подготовке вертолёта и лётной тренировке швейцарских пилотов занимался всей организационной работой, связанной с пребыванием наших специалистов за рубежом, поддержанием связи с торговым представительством СССР в Швейцарии, обеспечением постоянной связи с ОКБ им. Н.И. Камова. В течение двадцати дней все доработки были выполнены, надписи в кабине переведены на английский язык, установлена дополнительная радиостанция для связи с наземными бригадами, установлен принтер для фикса­ ции времени и веса груза при каждом подъёме. Георгий Шишкин провёл лётную подготовку Матея Грюненфельдера и Сандро Годно, который должен был летать с левого сидения и работать с внешней подвеской. Пилоты легко освоили вертолёт и внесли некоторые коррективы в кабине и органах управления для более комфортной работы. Так Сандро Годно попросил заменить Валерий Алексеев ______________________________________________________ Сандро Годио и Георгий Шишкин (на правом сидении) в кабине вертолёта перед очередным вылетом. Август 1990 года, Швейцария 420

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz