Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. Его опыт, мужество и самообладание, умение предвидеть развитие ситуации не раз позволяли выйти с честью из практически безвыходных си­ туаций и спасти дорогостоящую технику. Так, во время перелёта на Ка-32 из Мурманска в Люберцы на участке маршрута Петрозаводск - Вологда на высоте 2400 м в облаках в условиях обледенения произошло разрушение диска вентилятора охлаж­ дения маслосистем редуктора и двигателей. Про­ должать полёт было невозможно из-за быстрого роста температуры масла в системах, посадить вертолёт вне аэродрома не позволяла плохая види­ мость. В этой ситуации ничего другого, как поки­ нуть вертолёт на парашютах, не оставалось. Одна­ ко Бездетнов принял другое решение: по бортово­ му локатору было найдено лесное озеро, произве­ дены экстренное снижение по крутой спирали с выходом над озерной поверхностью и благополуч­ ная посадка на берег. Впервые в истории эксплуа­ тации вертолётов в нашей стране была блестяще выполнена вынужденная посадка в экстремаль­ ных погодных условиях вне аэродрома с использо­ ванием локатора и водной поверхности. На опыт­ ном вертолёте Ка-25 в море из-за разрушения од­ ной лопасти несущего винта возникла тряска. Шторм выше шести баллов не позволял произве­ сти вынужденную посадку на воду, оставалось одно - рискнуть и лететь 30 км до берега. Бездет­ нов рискнул, сумел, используя всё своё мастерство пилота и возможности вертолёта, продолжить по­ лёт, несмотря на сильную вибрацию и угрозу раз­ рушения машины в воздухе. В результате и люди, и вертолёт остались целы. В активе Н.П. Бездетнова ещё целый ряд благо­ получно выполненных посадок при весьма слож­ ных ситуациях. Ему первому из лётчиков страны выпало столкнуться с таким очень опасным явле­ нием, как «взрывной флаттер», в полёте на первом экземпляре вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». Доли секунды решали тогда судьбу вертолёта. Высо­ чайшая ответственность за порученное дело, му­ жество, профессиональная собранность и природ­ ная реакция позволили ему и в этом случае спасти опытный вертолёт. Об этом периоде в жизни лётчика-испытателя Николай Павлович Бездетнов так говорил: «В 1984 году на очередной, плановой медицинской комис­ сии врачи решили, что я по состоянию здоровья больше не могу>быть лётчиком-испытателем. Я не чувствовал в себе причин для такого свирепого заключения, но испугал непонятный диагноз: «Ди­ афрагмальная грыжа пищеводного отверстия с двумя дивертикулами ». Сказали, что можно сделать сложную опера­ цию, после которой авиационная медицина всё равно летать не разрешит, а на земле половина людей с этим диагнозом живет и без оперсщші. 409

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz