Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. При непосред­ ственном участии Н.П. Бездетнова раз­ работан и полностью испытан новый пи- Аварийная посадка вертолёта Ка-26 лотажно-навигацион- ный комплекс, кото­ рый впервые позво­ лил боевому противо­ лодочному вертолёту Ка-27 производить в полуавтоматическом режиме широкий по­ иск, обнаружение и атаку подводных ло­ док при полном от­ сутствии видимости. Это в несколько раз повысило эффек­ тивность и боеспо­ собность противоло­ дочного оружия. Одно из важных качеств лётчика-испытателя Н.П. Бездетнова - его умение находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций в полёте. При испытании Ка-26 во время вертикального взлёта вертолёт начал энергично вращаться по курсу (при­ мерно оборот за 3 с), несмотря на парирование вра­ щения полностью отклоненной педалью. Садиться на взлётную площадку было опасно, так как там уже находились люди. Бездетнов попросил переме­ стить пожарную и санитарную машины на свобод­ ную полосу аэродрома и начал сажать продолжаю­ щий вращение вертолёт. При посадке машина уда­ рилась о землю с тенденцией на опрокидывание, так что пришлось снова отрывать вертолёт от по­ лосы. Убедившись, что шасси не сломано, Бездет­ нов всё же выполнил посадку вращающегося вер­ толёта, при этом вертолёт опрокинулся на левый бок, его лопасти от удара о землю сломались. Глав­ ное же - не произошло пожара, экипаж остался жив и невредим. Выясняя причины случившегося, комиссия пришла к выводу, что при регулировке путевого управления допустил ошибку механик, возможно, что разрегулировка произошла из-за от­ каза в системе управления. Лётчик-испытатель Н.П. Бездетнов успешно провел целую серию лётных исследований по без­ опасности полётов при отказе одного и двух двига­ телей. При отказе одного двигателя в полёте им от- Николаю Павловичу от сотрудников отд. 100 суважением работаны посадки как на сушу, так и на воду, а так­ же на палубы кораблей одиночного базирования, в том числе на ходу и при качке. При отказе двух двигателей он отработал посадки без пробега с пониженными оборотами винта. Бездетнов исследовал причины самовыключения двигателей зимой, последствия отказов ав­ томатических подсистем управления в приборном полёте, определял границы флаттера лопастей на трёх типах вертолётов, изучал путевую управляемость соосного вертолёта на режимах авторотации. 407

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz