Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев_ в полёте инициативен, смел, вынослив. В усложнённой обстановке решения принимает своевременно и грамотно их выполняет. Техника пилотирования отличная...». Через год, придя на Ухтомский вертолётный завод лётчиком-испытателем, Николай Бездетнов блестяще подтвердил мнение своего наставника. Кстати, здесь, в Ухтомке, пути двух товарищей снова сошлись: Евгений Ларюшин пришёл на завод чуть раньше. Им обоим везло на старших товарищей - на фирме «Камов» они попали «под крыло» талантливого лётчика-испы- тателя Дмитрия Констаниновича Ефремова... Вместе с опытом лётной работы к Бездетнову приходило убежде­ ние, что необходимо продолжить своё образование, получить углублённую инженерную подготовку. И Николай поступил на вечерний приборный факультет МАИ, после окончания которого приобрёл ещё одну специаль­ ность - инженера. Не многие лётчики в то время могли похвастаться таким профессиональным диапазоном. Основательная пр офе с с и он а л ь ­ ная подготовка и талант исследо­ вателя позволили Бездетнову при­ нять активное уча­ стие в создании, л ё т н о - м о р с к и х испытаниях и до­ водках корабель­ ного авиационного противолодочного вооружения. Он осуществил мно­ жество посадок на палубы кораблей в том числе ночью и в сильную качку, несколько раз про­ изводил экстрен­ ные взлёты верто- _________________________________________________________________________________ лёта с наклонной Н.И. Камов с выпускниками МАИ, 1969 год палубы (при само­ произвольном ска­ тывании вертолёта к борту) по собственной методике. Важно подчеркнуть, что результаты лётных испытаний легли в основу раз­ работанных Бездетновым методов выполнения посадок на палубы кораблей в сложных метеоусловиях (ночью, при сильной качке), значительно повышавших безопасность полётов. Ещё один метод, предложенный лётчиком, касался перелёта вертолёта над морем при поиске подводных лодок. Суть его состояла в следующем: при об­ наружении подводной лодки полёт к ней осуществляется не традиционным разгоном вертолёта против ветра с последующим разворотом к лодке, а движением вертолёта по ветру хвостом на лодку. При достижении око- лонулевой скорости относительно воздуха отклонением педали вертолёт разворачивался на 180° и продолжал полёт на лодку носом. Этот способ позволял экономить время полёта до цели, а значит, увеличивал вероятность её поражения. Лётчик-испытатель Н.П. Бездетнов постоянно размышлял над тем, как упростить работу лётчи­ ков. При расчётах полётов с кораблей и на корабли необходимо учитывать скорость и направление движения судна и вертолёта, а также скорость и направление течения воды и ветра (в то время как при полётах над сушей требуется учитывать только скорости и направление ветра и движения вертолёта). Бездетнов предложил свой метод навигации корабельных вертолётов, основанный на учёте результирующего потока воздуха над палубой (так как изменение скорости и направления движения корабля, воды и ветра автоматически изменяют скорость и направление этого потока). Известно, что посадку на палубу проще производить строго вертикально в момент, когда посадочная площадка занимает горизонтальное положение, однако определить вертикальное положение при качке корабля достаточно сложно. Н.П. Бездетнов рекомендует простой (как всё гениальное) путь - выдер­ живать вертикальное положение по человеку, находящемуся на палубе. В своей лётной практике Бездетнов не боялся быть первооткрывателем. Впервые в истории отечественного вертолётостроения на опытном вертолёте Ка-25 он отработал и осуществил автоматическую стабилизацию ре­ жима висения по кабель-тросу, что обеспечило реальную возможность создания автоматических систем управ­ ления вертолётом при поиске и атаке подводных целей. Объективность и глубина его лётных оценок способ­ ствовали принятию на вооружение вертолёта Ка-25. 406

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz