Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

_Моя дорога в небо_ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЁТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ СССР БЕЗДЕТНОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ТУЪк известно, вертолёты сами не 1\^летают . Без человека техника остаётся лишь грудой металла. Научить летать вертолёт - значит, вложить в его железное сердце свои, человеческие знания, умения и даже, как это ни стран­ но звучит, черты характера. Поэтому дисциплина и ответственность лётчика становятся гарантами ѵспешногі и безопасного эксплуата- гщи машины. Перестроечные прог^ессы своим негативным результатом имели снгіженгіе общего уровня дгісгщплгіны гі ответственности, приобретённого, как известно, в нелёгких исторических условиях. Ависщионная техника первых поколе­ ний и старые инструщии по её эксплуатсщии создавались с расчётом на достаточно высокий уровень дисг{иплины экс­ плуатантов. Сегодня, к сожалению, встречаются лётчики, для которых соблюдение инструщий, лётных ограниченигО, да и других документов, регламентирующих лётную работу, как бы не является обязательным. И. что настораживает, число лгщ. пренебрегающих опытом своих предшественников, заметно увеличилось. Иногда даже зрелые и как будто на­ дёжные лётчики, утратив дисгщплинарныгО стержень, ока­ зываются в группе риска. В итоге происшествия по причине «человеческого фактора» не заставляют себя долго ждать. Один из механизмов их совершения можно представить так. Работая над новым воздушным судном, испытатели осто­ рожно, согласно определённой методике и при участии боль­ шого коллектива специалистов фирмы на научной основе вы­ являют и расширяют, если можно, его предельные физические возможности по каждому из параметров. Ис­ пытатели учитывают также, что при массовой эксплуатации машины возможны ошибки и даже сознательные нарушения техники пилотирования. Чтобы последствия подобных нарушений не были необратимыми, в ин­ струкциях по эксплуатации эти параметры искусственно несколько занижены, то есть созданы некие «буферные зоны», позволяющие попавшему в них благополучно вернуться на эксплуатационный режим. Границы этих зон и названы «лётными ограничениями» и «предупреждениями». За пределами этих ограничений безопасный по­ лёт ещё возможен, но проходит он совсем рядом с предельными возможностями воздушного судна, и если лёт­ чика, нарушившего границу дозволенного, ничто не остановит, если он не поймёт необходимости соблюдения инструкций, то неизбежно последует авария. Профессионала от попадания на запредельные режимы останавливают его личные хорошо выверенные зна­ ния физических причин полётных ограничений и, кроме того, развитая самодисциплина, на которую, в основ­ ном, и рассчитывали конструкторы, не утруждая себя обстоятельными разъяснениями причин ограничений в инструкциях. Качество профотбора можно было критиковать, но до перестройки фактор дисциплины весьма значительно, хотя и не полностью, компенсировал недостаток знаний и навыков, если таковой имел место. Сейчас положение заметно ухудшилось. Ситуация усугубляется неустойчивым экономическим положением, что приводит к пара­ доксальным последствиям: там, где применяется система финансового стимулирования лётной деятельности, случаи нарушения дисциплины и пренебрежения инструкциями участились. Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Николай Павлович Бездетное 403

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz