Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
_Моя дорога в небо_ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЁТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ СССР БЕЗДЕТНОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ТУЪк известно, вертолёты сами не 1\^летают . Без человека техника остаётся лишь грудой металла. Научить летать вертолёт - значит, вложить в его железное сердце свои, человеческие знания, умения и даже, как это ни стран но звучит, черты характера. Поэтому дисциплина и ответственность лётчика становятся гарантами ѵспешногі и безопасного эксплуата- гщи машины. Перестроечные прог^ессы своим негативным результатом имели снгіженгіе общего уровня дгісгщплгіны гі ответственности, приобретённого, как известно, в нелёгких исторических условиях. Ависщионная техника первых поколе ний и старые инструщии по её эксплуатсщии создавались с расчётом на достаточно высокий уровень дисг{иплины экс плуатантов. Сегодня, к сожалению, встречаются лётчики, для которых соблюдение инструщий, лётных ограниченигО, да и других документов, регламентирующих лётную работу, как бы не является обязательным. И. что настораживает, число лгщ. пренебрегающих опытом своих предшественников, заметно увеличилось. Иногда даже зрелые и как будто на дёжные лётчики, утратив дисгщплинарныгО стержень, ока зываются в группе риска. В итоге происшествия по причине «человеческого фактора» не заставляют себя долго ждать. Один из механизмов их совершения можно представить так. Работая над новым воздушным судном, испытатели осто рожно, согласно определённой методике и при участии боль шого коллектива специалистов фирмы на научной основе вы являют и расширяют, если можно, его предельные физические возможности по каждому из параметров. Ис пытатели учитывают также, что при массовой эксплуатации машины возможны ошибки и даже сознательные нарушения техники пилотирования. Чтобы последствия подобных нарушений не были необратимыми, в ин струкциях по эксплуатации эти параметры искусственно несколько занижены, то есть созданы некие «буферные зоны», позволяющие попавшему в них благополучно вернуться на эксплуатационный режим. Границы этих зон и названы «лётными ограничениями» и «предупреждениями». За пределами этих ограничений безопасный по лёт ещё возможен, но проходит он совсем рядом с предельными возможностями воздушного судна, и если лёт чика, нарушившего границу дозволенного, ничто не остановит, если он не поймёт необходимости соблюдения инструкций, то неизбежно последует авария. Профессионала от попадания на запредельные режимы останавливают его личные хорошо выверенные зна ния физических причин полётных ограничений и, кроме того, развитая самодисциплина, на которую, в основ ном, и рассчитывали конструкторы, не утруждая себя обстоятельными разъяснениями причин ограничений в инструкциях. Качество профотбора можно было критиковать, но до перестройки фактор дисциплины весьма значительно, хотя и не полностью, компенсировал недостаток знаний и навыков, если таковой имел место. Сейчас положение заметно ухудшилось. Ситуация усугубляется неустойчивым экономическим положением, что приводит к пара доксальным последствиям: там, где применяется система финансового стимулирования лётной деятельности, случаи нарушения дисциплины и пренебрежения инструкциями участились. Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Николай Павлович Бездетное 403
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz