Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. Разбор полётов был? Да! В этот хороший погожий день главный штур­ ман ВВС СФ увидел со своими штурманами про­ исходящее из окна штаба АВ ВВС СФ или они находились рядом с памятником (здание располо­ жено напротив памятника) перед собой вертолёт на горке и на боевом развороте. Упала ли у него сигарета, не знаю. Но у меня сразу поинтересо­ вался с земли РП (Зобов Сергей Николаевич), всё ли у меня в порядке в воздухе. Этим и закончи­ лось. На аэродроме проверили плёнки СОК полё­ та на ПМВ в зоне - всё было в порядке. На этих сопках мальчишками мы собирали грибы и ягоды, а внизу, где был стадион, находи­ лось много старой авиационной техники ещё с во­ йны, там мы сидели мальчишками за штурвалами самолётов. Кто был смекалистей из нас, снимали белые штурвалы и приспосабливали себе на вело­ сипед вместо руля. Ездили и были такими круты­ ми, и нос кверху. Это было в детстве. Никто из нас о той общей атмосфере службы не задумывался раньше, какие условия для полё­ тов, службы создавали для нас командиры, а про нас все знали. Командующий виду не подавал, что всё знает и держит на контроле. Всё шло своим чередом. Он просто делал своё дело и наши ко­ мандиры выполняли то, что было с годами нако­ плено и передавалось из поколения в поколение лётчикам. В период руководства Виктора Павло­ вича вся авиация ВМФ переучивалась на новые типы воздушных судов. Это и противолодочные самолёты и вертолёты, ракетоносцы и стратеги, спасатели, транспортники, всё новое. На флоты поступали новые авианесущие корабли, подво­ дные лодки и суда в огромном количестве. Впервые увидел своими глазами частичку авиационной мощи ВМФ в 1983 году, которую можно было себе представить лейтенантом, ког­ да летели на переучивание в город Николаев при заправке в Кипелово. Тогда летала целая дивизия самолётов. Вот это зрелище повседневной боевой учёбы было впечатляющее, да и ещё с погодой повезло, солнечная была. Наш самолёт Ан-26 был букашечкой на стоянке прилетающих, по сравнению с Ту-142, Ту-95. А когда пришли в столовую, где были накрыты столы для лётного состава, к примеру, для одного экипажа самолёта стол - это по количеству небольшая свадьба с гостями и таких столов было огромное количество, то у нас за одним этим столом поместилась одна эскадрилья командиров вертолётов. Потапова Виктора Павловича можно было частенько заметить и в Николаеве в центре переучивания, и в Очакове в полку, на наших полётах. Лично к нам в Очаков, когда переучивались в своём составе более четырёх корабельных эскадрилий молодых командиров экипажей со всех флотов, Потапов Виктор Павлович приезжал с проверкой. Ребята молодые, летай в своё удовольствие, южный курортный город, лето. Инструкторы наши в Очакове и начальник курса А. Никольский из 33-го центра города Николаева, с которым он приехал, где мы переучива­ лись теоретически, накануне ему доложили по каждому из нас. Как мы осваиваем корабельные вертолёты и что делаем в свободное время. И тогда он лично побеседовал с теми, кто нарушал «воинскую дисциплину - водку пьянствовал» во внеслужебное время, а на службе не был замечен и предупредил их всё равно. Хорошо помню этот день. Построение было неожиданное для нас, мы готовились к полётам в это время играли в футбол по рас­ писанию. Срочно снять лётные комбинезоны, надеть жёлтые рубашки, белые фуражки. Приехал с Севера Командующий авиацией СФ Виктор Павлович Потапов. Нас всех собрали. Мы стояли в строю все молодые, здоровые, подтянутые и загорелые. Одетые с «иголочки», отглаженные, в жёлтых рубашках, в красивых шитых белых фуражках. Он проходил мимо каждого из нас, и мы представлялись. Разговор у него Памятник авиаторам, погибшим при выполнении служебного долга - погибшим в море - созданный при службе и при участии чично Потапова В.П., мы вместе заливали фундамент в основание памятника с лётчиками и штурманами, техниками из разных авиационных частей СФ. Как и при строительстве музея АВ СФ 381

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz