Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . виях, а на пределе вообще возможного, техники и человека и разума. Никто в этой обстановке, кроме вертолётчиков, эту задачу не выполнит. Все ресурсы по спасению исчерпаны, кроме вертолёта - никто. Если вдуматься, что происходило и в каких условиях - это шторма до 8 и более баллов, сильный ветер, качка корабля более 35°, низкая облачность, видимость практически нулевая, водой заливает площадку, а ангар для хранения вертолёта и подсобные помещения в этих условиях становятся бассейном. А у М. Фирова вертолёт с трещинами крепления редуктора - в любую минуту мог развалиться, что там спасать, запускать опасно. Сами условия эвакуации: снизу всё ходит ходуном вверх, вниз, да ещё и крены, заливает волной, очень сильный штормовой ветер. А самое поразительное, что, служа в полку с этими людьми, они никогда не рассказывали о своих героических поступках, только на пенсии при встрече, в бане в тёплой дружеской об­ становке мы вспоминали с подробностями эти собы­ тия. Приведу два. Первый. 24 февраля 1972, пожар на ПЛ К-19 в трюме 9-го отсека. Погибло 28 членов экипажа подводной лодки. К-19 под командованием капитана 2-го ранга Вик­ тора Кулибабы возвращалась с боевой службы в Ат­ лантике на Север. В 10 часов 35 минут по корабельной трансляции прозвучал сигнал аварийной тревоги. Что случилось в тот миг мало кто знал. Это позже выяс­ нится, что в трюме 9-го отсека лопнул трубопровод. Масло попало на фильтр очистки воздуха, в котором рабочая температура элемента (ускорителя химиче­ ской реакции) была свыше 120 градусов. Заплясало пламя, повалил дым. Огнём выплавило фторопласто­ вые прокладки в трубопроводах воздуха высокого дав­ ления, и пожар, раздуваемый струей в 200 атмосфер, загудел яростным ураганом. Первым вступил с ним в борьбу старшина отсека главный корабельный старши­ на Александр Васильев: он спустился в трюм, размо­ тал шланг пожаротушения и направил струю на пламя. Большего он не успел. Инструкции подсказывают, что самый надёжный способ тушения пожара на подводной лодке герме­ тизация отсека. Через несколько минут после объявле­ ния тревоги все отсеки на субмарине наглухо замкнули свои двери. И в том же соседнем 8-м услышат душе­ раздирающие крики погибающих в 9-м товарищей. Но помочь им ничем не смогут. Чёрные струи дыма, и угарный газ проникнут и сюда в 8-й, электроме­ ханический. Командир отсека капитан-лейтенант Лев Цыганков успеет убрать лишних людей, останется со старшиной отсека мичманом Николаенко и с несколь­ кими электриками, без которых невозможно было обе­ спечить всплытие подводного крейсера. Валентин За- варин напитттет: «...Они обязаны обеспечить работу главных меха­ низмов, иначе лучина океана навсегда может погпо- титъ корабль. Сквозь дым еле различимы шкалы при­ боров, горло раздирает кашель. Надо включиться в аппарат... Цыганков сам переключает работу агрега­ тов от аварийных источников питания, выключает второстепенные потребители. Кружится голова, из­ расходованы все средства пожаротушения. А смерть рвалась из отсека в отсек. В 7-м, турбинном, она вы­ 329

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz