Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо . виях, а на пределе вообще возможного, техники и человека и разума. Никто в этой обстановке, кроме вертолётчиков, эту задачу не выполнит. Все ресурсы по спасению исчерпаны, кроме вертолёта - никто. Если вдуматься, что происходило и в каких условиях - это шторма до 8 и более баллов, сильный ветер, качка корабля более 35°, низкая облачность, видимость практически нулевая, водой заливает площадку, а ангар для хранения вертолёта и подсобные помещения в этих условиях становятся бассейном. А у М. Фирова вертолёт с трещинами крепления редуктора - в любую минуту мог развалиться, что там спасать, запускать опасно. Сами условия эвакуации: снизу всё ходит ходуном вверх, вниз, да ещё и крены, заливает волной, очень сильный штормовой ветер. А самое поразительное, что, служа в полку с этими людьми, они никогда не рассказывали о своих героических поступках, только на пенсии при встрече, в бане в тёплой дружеской об становке мы вспоминали с подробностями эти собы тия. Приведу два. Первый. 24 февраля 1972, пожар на ПЛ К-19 в трюме 9-го отсека. Погибло 28 членов экипажа подводной лодки. К-19 под командованием капитана 2-го ранга Вик тора Кулибабы возвращалась с боевой службы в Ат лантике на Север. В 10 часов 35 минут по корабельной трансляции прозвучал сигнал аварийной тревоги. Что случилось в тот миг мало кто знал. Это позже выяс нится, что в трюме 9-го отсека лопнул трубопровод. Масло попало на фильтр очистки воздуха, в котором рабочая температура элемента (ускорителя химиче ской реакции) была свыше 120 градусов. Заплясало пламя, повалил дым. Огнём выплавило фторопласто вые прокладки в трубопроводах воздуха высокого дав ления, и пожар, раздуваемый струей в 200 атмосфер, загудел яростным ураганом. Первым вступил с ним в борьбу старшина отсека главный корабельный старши на Александр Васильев: он спустился в трюм, размо тал шланг пожаротушения и направил струю на пламя. Большего он не успел. Инструкции подсказывают, что самый надёжный способ тушения пожара на подводной лодке герме тизация отсека. Через несколько минут после объявле ния тревоги все отсеки на субмарине наглухо замкнули свои двери. И в том же соседнем 8-м услышат душе раздирающие крики погибающих в 9-м товарищей. Но помочь им ничем не смогут. Чёрные струи дыма, и угарный газ проникнут и сюда в 8-й, электроме ханический. Командир отсека капитан-лейтенант Лев Цыганков успеет убрать лишних людей, останется со старшиной отсека мичманом Николаенко и с несколь кими электриками, без которых невозможно было обе спечить всплытие подводного крейсера. Валентин За- варин напитттет: «...Они обязаны обеспечить работу главных меха низмов, иначе лучина океана навсегда может погпо- титъ корабль. Сквозь дым еле различимы шкалы при боров, горло раздирает кашель. Надо включиться в аппарат... Цыганков сам переключает работу агрега тов от аварийных источников питания, выключает второстепенные потребители. Кружится голова, из расходованы все средства пожаротушения. А смерть рвалась из отсека в отсек. В 7-м, турбинном, она вы 329
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz