Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

— Если причина аварии достоверно неизвестна, почему можно утверждать, что версия Леонова несосто­ ятельна? —Я получил в архиве ЛИИ журнал регистрации полётных листов. Туда попадает каждый полёт. По каж­ дому полёту —строчка: дата, фамилия лётчика, если он летал не один —фамилии членов экипажа, задание, время взлёта, время посадки. Ну, и качество выполнения: выполнено/не выполнено. В этом журнале я открыл лист на день гибели Гагарина —и обнаружил: «Су-15, лётчик Богородский Аркадий Павлович, время взлёта, посадки, высота полёта —18 тысяч метров». И спустя час-полтора —лётчик Щербаков, высота —14 тысяч. То есть настоящие сверхзвуковые высотные полёты. Цели —испытания двигателей. Я построил барограммы (графики изменения высоты по времени) трёх самолётов: Богородского, Гагарина-Серёгина и Андреева —это лётчик того же полка, который летал на МиГ-15 УТИ на высоте 3 тысячи, тоже для проверки работы двига­ телей. Он должен был вылетать с Чкаловского через полчаса после Гагарина и Серёгина. А Щербаков взлетел уже примерно через час после гибели Гагарина. Аэродром Чкаловский ГК НИИ ВВС в Щёлково. Гагарин должен вылетать в девять, Андреев —в полдесято­ го. Инструктор Серёгин опоздал, так что взлёт был выполнен на 2 7минут позже. Дело не в недисциплиниро­ ванности, его задержал начальник Центра подготовки космонавтов. И они с Гагариным взлетели нормально, но с интервалом всего за три минуты до Андреева. У них —соседние зоны, 20-я и 21-я. Оба они из одного полка —70-го особого истребительного авиационного. Погода была неподходящая для такого полё­ та. Целью полёта была проверка готовности Га­ гарина к вылету на одноместном МиГ-17. Для такого полёта должна быть либо безоблачная погода, либо летать надо за облаками. А по ме­ теосводке и по сведениям лётчиков других само­ лётов, которые потом получила комиссия, ниж­ няя кромка облаков располагалась на высоте при­ мерно 600 метров, верхняя —на 5000. УГагарина плановая высота —4200. УАндреева —3000. Об­ лачность была не сплошная, а слоистая, между слоями —метров триста. Земли и горизонта не было видно. Тем не менее, взлетели. _ По расчетам получается, что Гагарин сделал Последний радиообмен л ^ ^ л два виража и спокойно сказал: «625-и задание в зоне 20 закончил. Прошу раз­ решения на разворот на курс 320». Руководитель полётов разрешил ему возвращаться. Для этого, по схеме работы на аэродроме, Гагарин дол­ жен был пройти через ту зону, где Андреев летал на высоте 3000 метров, потом развернуться и лететь на аэ­ родром. И эти слова Гагарина были последними, как счита­ лось. Потом выяснилось, что это не так. Когда на экране локатора цель пропала, руководитель полётов несколько раз спро­ сил: «Ваша высота?» Зна­ чит, он понял, что Гагарин и Серёгин могли сблизиться с самолётом Андрввва. Так вот, я построил три барограммы по имеющимся данным. По полёту Богородского были известны толь­ ко время взлёта и посадки. По Гагарину —взлёт, выход на заданную высоту и последнее сообщение с просьбой возвращаться. По Андрееву тоже были время взлёта, набора высоты. Что показали барограммы? Когда Гага­ рин говорил свою последнюю фразу, самолёт Богородского уже приземлился. Это неопровержимый факт, до­ кументально доказанный. По-моему, это самое главное доказательство того, что эти самолёты сблизиться не могли. Валерий Алексеев _______________________________________________________ Схематизированные фрагменты барограмм полётов 27 марта 1968 г. ВЫСОТА м 3500-------------- 600 ПОСЛЕДНИЙ радиообмен -------------------------- c s f & Разворот с основного курса на 320 градусов со снюкенілеѵ {15 секунд) Опасное сближение с другим самолетом и (ипи) попадание в его вихревой след; вход в штолор {5 секунд) Штопор <3—S витков) и вывод из него (35 секунд) Вывод из крутого пикирования (4 секунды) 320

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz