Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
— Если причина аварии достоверно неизвестна, почему можно утверждать, что версия Леонова несосто ятельна? —Я получил в архиве ЛИИ журнал регистрации полётных листов. Туда попадает каждый полёт. По каж дому полёту —строчка: дата, фамилия лётчика, если он летал не один —фамилии членов экипажа, задание, время взлёта, время посадки. Ну, и качество выполнения: выполнено/не выполнено. В этом журнале я открыл лист на день гибели Гагарина —и обнаружил: «Су-15, лётчик Богородский Аркадий Павлович, время взлёта, посадки, высота полёта —18 тысяч метров». И спустя час-полтора —лётчик Щербаков, высота —14 тысяч. То есть настоящие сверхзвуковые высотные полёты. Цели —испытания двигателей. Я построил барограммы (графики изменения высоты по времени) трёх самолётов: Богородского, Гагарина-Серёгина и Андреева —это лётчик того же полка, который летал на МиГ-15 УТИ на высоте 3 тысячи, тоже для проверки работы двига телей. Он должен был вылетать с Чкаловского через полчаса после Гагарина и Серёгина. А Щербаков взлетел уже примерно через час после гибели Гагарина. Аэродром Чкаловский ГК НИИ ВВС в Щёлково. Гагарин должен вылетать в девять, Андреев —в полдесято го. Инструктор Серёгин опоздал, так что взлёт был выполнен на 2 7минут позже. Дело не в недисциплиниро ванности, его задержал начальник Центра подготовки космонавтов. И они с Гагариным взлетели нормально, но с интервалом всего за три минуты до Андреева. У них —соседние зоны, 20-я и 21-я. Оба они из одного полка —70-го особого истребительного авиационного. Погода была неподходящая для такого полё та. Целью полёта была проверка готовности Га гарина к вылету на одноместном МиГ-17. Для такого полёта должна быть либо безоблачная погода, либо летать надо за облаками. А по ме теосводке и по сведениям лётчиков других само лётов, которые потом получила комиссия, ниж няя кромка облаков располагалась на высоте при мерно 600 метров, верхняя —на 5000. УГагарина плановая высота —4200. УАндреева —3000. Об лачность была не сплошная, а слоистая, между слоями —метров триста. Земли и горизонта не было видно. Тем не менее, взлетели. _ По расчетам получается, что Гагарин сделал Последний радиообмен л ^ ^ л два виража и спокойно сказал: «625-и задание в зоне 20 закончил. Прошу раз решения на разворот на курс 320». Руководитель полётов разрешил ему возвращаться. Для этого, по схеме работы на аэродроме, Гагарин дол жен был пройти через ту зону, где Андреев летал на высоте 3000 метров, потом развернуться и лететь на аэ родром. И эти слова Гагарина были последними, как счита лось. Потом выяснилось, что это не так. Когда на экране локатора цель пропала, руководитель полётов несколько раз спро сил: «Ваша высота?» Зна чит, он понял, что Гагарин и Серёгин могли сблизиться с самолётом Андрввва. Так вот, я построил три барограммы по имеющимся данным. По полёту Богородского были известны толь ко время взлёта и посадки. По Гагарину —взлёт, выход на заданную высоту и последнее сообщение с просьбой возвращаться. По Андрееву тоже были время взлёта, набора высоты. Что показали барограммы? Когда Гага рин говорил свою последнюю фразу, самолёт Богородского уже приземлился. Это неопровержимый факт, до кументально доказанный. По-моему, это самое главное доказательство того, что эти самолёты сблизиться не могли. Валерий Алексеев _______________________________________________________ Схематизированные фрагменты барограмм полётов 27 марта 1968 г. ВЫСОТА м 3500-------------- 600 ПОСЛЕДНИЙ радиообмен -------------------------- c s f & Разворот с основного курса на 320 градусов со снюкенілеѵ {15 секунд) Опасное сближение с другим самолетом и (ипи) попадание в его вихревой след; вход в штолор {5 секунд) Штопор <3—S витков) и вывод из него (35 секунд) Вывод из крутого пикирования (4 секунды) 320
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz