Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев . подготовка космонавтов чествовало Ивана Макаровича по его заслугам. Мы с Юрогі сидели рядом за боковым столом и тихо говорили о своих делах. Каждый из нас уже выступил, сказав юбиляру тёплые слова. Говорили и о послезавтрашнем (27 марта) дне: я - о прыжках лунной группы с парашютом, которыми мне предстояло руководить на аэродроме Киржач, Юра - о своём полёте. Потом, около 19 часов, улучив момент, мы тихо, по-английски удалились. Но предварительно договорились о встрече в среду в 17.00 на заседании редколлегии журнала «Огонёк», в кабинете главного редактора Анатолия Софронова. Утро 27 марта по погоде выдалось не очень приемлемым для прыжков с парашютом, однако, найдя окно между облаками, с высоты 800 метров я выбросил первую группу. Собрав разбросанных по полю парашюти стов, мы еле успели спрятаться от дождя и сильного ветра. Тёмные облака неслись над землёй, шёл дождь со снегом. Я прекратил прыжки, и, собравшись у командно-диспетчерского пункта, мы стали ждать решения В это время совсем недалеко и в понятном направле нии раздался взрыв, а через полторы-две секунды - похо жий на взрыв переход летательного аппарата в зону сверхзвука. Мы даже стали спорить относительно того, был это взрыв или переход сверхзвукового барьера. Со шлись в одном: всё это произошло практически одновре менно. Но никому даже в голову не пришло связать это со взрывом самолёта, да ещё с нашим экипажем. Через полчаса я получил добро на аэродром Чкаловский, а ещё через тридцать минут полёта меня запросили: «725 (это был мой позывной, я сам сидел за штурвалом), запро сите 625 (позывной Юрия Гагарина)». Я это немедленно сделал - ответа не последовало. Эфир молчал. Какая-то тревога щемила душу, но не хотелось связывать услышан ный взрыв с экипажем УТИ МиГ-15. На аэродроме ко мне подбежал инженер полка и почти шёпотом доложил: «Со рок пять минут, как кончилось топливо у Гагарина, - само лёт не вернулся на базу». Я стрелой взлетел на командно диспетчерский пункт. Там уже находился генерал Каманин Н.П., все слушали диспетчера, смотрели проводку самолё тов. «Николай Петрович! - обратился я к Каманину. - Мне страшно говорить об этом, но, по-моему, не только я, но и вся лунная группа слышала взрыв и сверхзвук одновременно, и мы определили направление, откуда всё это пришло». Не медленно связались с аэродромом Киржач и попросили вер толётом исследовать направление в районе деревни Ново сёлово. Через тридцать минут пилот вертолёта доложил, что недалеко от Свято-Андреевского храма видит выбросы черной земли и клубы не то дыма, не то пара. «По-моему, это след самолёта», - сказал он. Не дожидаясь уточнения, руководитель его попросил, чтобы он пешком сходил к ме сту падения, а мы отправили на вездеходе специалистов. Метров девятьсот туда и обратно (снег был по пояс) пи лот проделал за два часа. Он доложил: «Яма диаметром около десяти метров, начинает заполняться водой, вокруг - обломки самолёта лась, но оставалась надежда: может быть, они катапуль тировались? По наведению с воздуха вездеход вывели на ме сто катастрофы. В первый день нашли останки Серёгина обрывок его демисезонной куртки. От Гагарина остался один планшет и и портмоне Юрия. «Возможно, он ката пультировался», - надеялись мы. Целую ночь батальон сол дат прочёсывал лес. Обрывок куртки Гагарина обнаружили только утром. От обоих лётчиков остались лишь фрагмен ты тел уместившиеся в одно эмалированное ведро. Двига тель самолёта прошёл через них и когда я посмотрел на то, что осталось, то увидел лишь часть плеча и... родинку Гагарина. Накануне, мы сЮрием Гагариным в гостинице «Юность» ходили к знакомому парикмахеру Игорю, который и сегічас там работает. Игорь в тот момент постригал Юрѵ, а я ему сказал: «Смотри не срежь у него на шее родинку». А он мне ответил: «Яуже десять лет стригу Юрия Алексеевича, так что не беспокойтесь»... о перелёте с аэродрома Киржач на Чкаловский. 5. сваливание самолёта в штопор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz