Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев. Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, —начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом... Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10—12°С). А давление растёт... Малейшая искра —и всё превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули... видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува... Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до - 140°С, с другой —на грев до +150°С... Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагне тать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять... Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах». На этом неприятности Беляева и Леонова не кончились. При возвращении не сработала автоматическая система ориентации на Солнце —и ТДУ вовремя не включилась. Корабль пошёл на следующий виток. Экипажу дали команду сажать «Восход-2» вручную на 18-м или 22-м витке, и корабль ушёл из радиовидимости. Через судно «Ильичевск» и средства ПВО стало известно, что корабль сошёл с орбиты и спустился, но куда? Четы ре часа об этом не было никакой информации. А. Леонов рассказывает: «Мы шли над Москвой, наклонение 65. Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки —в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270 , потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, - полная ерунда. Мы сами выбра ли место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы. Только в Китай нельзя было садиться —тогда отношения были очень на пряженными. В результате при скорости 28 ОООкм/ч мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали...» Наконец вертолёт обнаружил парашюты и космонавтов в 30 км юго-западнее г. Березники Пермской об ласти, в глухой тайге Северного Урала с перелётом расчётной точки для 18-го витка на 368 км. «Когда мы приземлились, — вспоминает А. Леонов, —нас нашли не сразу... Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну всё, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно- вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолёт, который сел в 9 км. Другой вертолёт в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам тёплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костёр развели, котёл поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была». 21 марта была вырублена посадочная площадка для вертолётов, и Павел Беляев и Алексей Леонов с сопрово ждающими на лыжах добрались до вертолётаМи-4. Вскоре они были в Перми, откуда доложили о завершении полёта Генеральному После того, как космонавты отдохнули, 23 марта их встречала Москва. С мавзолея Ле онов произнёс очень яркие слова: «Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок ирезкостью контрастов чистой темноты с ослепи тельным сиянием звёзд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе —на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было чёрное небо и яркие не мигающие звёзды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск...». 40 ЛЕТ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПИЛОТИРУЕМОМУ КОСМИЧЕСКОМУ ПОЛЁТУ ПО ПРОГРАММЕ «СОЮЗ - АПОЛЛОН» Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудниче стве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Основными целями программы были: * испытание элементов совместимой системы сближения на орбите; * испытание активно-пассивного стыковочного агрегата; * проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль; * накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США. Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полётами. Старт: 15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома «Байконур» запущен «Союз-19»; В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон» (с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б»). Маневры на орбите: 17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза-19» и «Аполлона» (36- й виток «Союза»); 19 июля была проведена расстыковка кораблей (64-й виток «Союза»), после чего, через два 308
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz