Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвра щения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо. СПРАВКА Дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 г. в селе Листвянка Кемеровской области в семье шахтёра. После окончания Чугуевского военного учили ща лётчиков А.А.Леонов проходил службу в авиационных частях Военно-Воздушных сил СССР. 7 марта 1960 г. А. А. Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. В 1965 г. Государственная комиссия утвердила Алексея Леонова вторым пилотом корабля «Восход-2». 18 марта 1965 г. «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Для выполнения выхода человека в открытый космос корабль «Восход-2» был снабжён шлюзовой камерой. Для космонавта был разработан специальный скафандр с многослойной герметичной обо лочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нор мальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа для того, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство. 18 марта 1965 г. в 11 ч. 30 мин. по московскому времени Алексей Архипович Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос. Время пребывания космонавта вне космического корабля (с момента выхода из шлюзовой камеры до входа в неё) составило 12 мин. 09 сек. Отход от корабля производился на расстояние до 5,35 метров, на полную длину фала. Свободное плавание в космосе выполнялось в течение нескольких отходов и подходов к кораблю. В это время космонавт производил наблюдения и видеосъёмку. Во время полёта космического корабля «Восход-2» неоднократно возникали нештатные ситуации на борту и во время нахождения А. А. Леонова в открытом космическом пространстве. Из-за повышения давления в ска фандре у космонавта возникли сложности при возвращении в корабль. Из-за отказа системы автоматического управления спуском посадка корабля впервые осуществлялась в ручном режиме. 20 октября 1965 г. ФАИ (Международная авиационная федерация) утвердила мировой рекорд продолжитель ности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 мин. 9 сек., и абсолют ный рекорд максимальной высоты полёта над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» - 497,7 км. Международная авиационная федерация присудила Алексею Леонову высшую награду - Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР П. И. Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ. РАССКАЗЫВАЕТ АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ ЛЕОНОВ О НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ ВО ВРЕМЯ ВЫХОДА В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС «Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча. На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км... В реально сти, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи -10 -9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жёсткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги - из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землёй было некогда. Пока бы я им доложяіл... пока бы они совещались... И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второгі режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то за кипел бы азот —и всё... гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешёл на второгі режим, всё «село» на свои места. На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошёл в шлюз не ногами, а головой вперёд. Взявшись за леера, я протиснул себя вперёд. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза —1 метр, ширина скафандра в плечах —68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошёл до 190. Мне всё же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, на рушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удаётся, как будто на голову кто-то льёт. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» —360 литров... Я первый в истории вышел и отошёл сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка. Единственное, что я не сделал на выходе, —не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Её нам дали с личного разрешения председа теля КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъёмку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была не высокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм. 307
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz