Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Бывший командир эскадрильи Юрия Гагарина подполковник Николай Вильямский, присмотревшись и при слушавшись к Гагарину, обратился к генералу Корзунову: — Товарищ командующий, а ведь Гагарин остался прежним, не изменился! - А потом, улыбаясь, шутливо спросил лётчиков - Может, попросим Юрия поработать в родном полку? Как? — Согласны! - с весёлым задором, хором ответили однополчане. - А как Юрий? — Я-то что, я готов! Если генерал Каманин отпустит... — Понимаем! Так и держать, Юра!.. - рассмеялись лётчики. Командующий посмотрел на часы. Объявил: — Пора нам возвращаться в Североморск, на очередную встречу. Юрий Гагарин, с грустью покидая однополчан, на прощанье сказал: — Друзья, много у меня было встреч, но эта не забудется. В матросском клубе Североморска собралось больше тысячи человек. Ждали Юрия Гагарина. Но суровое За полярье внесло свои коррективы в программу. Очередной снежный заряд, сильный боковой ветер не позволили приземлиться в Североморске, пришлось идти на запасной аэродром. Здесь тоже произошла задержка: при вы пуске шасси одна стойка полностью не вышла. Целый ряд попыток экипажа выпустить шасси аварийно ничего не дал. Самолёт делал круг за кругом над аэродромом. Что делать? Юрий Гагарин предложил убрать шасси и посадить самолёт на фюзеляж. Если бы на борту не было Гагарина, командующий, может быть, так и поступил бы. Но - здесь Космонавт номер один, а чем эта посадка закончится? Благополучно - одно, с отклонениями - другое... Изобретательность и на ходчивость бортового техни ка разрешили эту проблему. Шасси, наконец, было пол ностью выпущено, и самолёт благополучно приземлился на аэродроме. Встреча с североморцами состоялась и прошла тепло и интересно. Юрий Гагарин и здесь был прост, доступен, терпеливо рассказывал о сво ём пути и полёте в космос, отвечал на многие вопросы... Вечером в честь гостя со стоялся ужин. В завязавшем ся за столом разговоре у Га гарина спросили, полетит ли он ещё в космос? - готовимся. Будем стыковать в воздухе взлетевший корабль с кораблем на орбите. Затем перейдем в космосе в орбитальный комплекс с при чалившего корабля и начнём там работу... Для всех присутствующих тогда это было полной фантазией. Откровенно говоря, все засомневались в таком предприятии. Нас смущала возможность достичь такой точности схождения кораблей в космосе, их сближения и стыковки. Но это было тогда, а сегодня всё стало былью. Да какой!.. Много ещё было у Гагарина «встреч с личным составом частей и кораблей, поездок в авиационные гарнизо ны, знакомств с новой техникой и замечательными людьми-североморцами ... Улетал Юрий Алексеевич Гагарин из Заполярья в Москву одухотворенным, полным творческих дел и замыс лов. Но, к сожалению, его мечты не сбылись... Авиация дала ему путёвку в высокое небо, авиация и оборвала его жизнь. БЫВШИЙ ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ «ЛУОСТАРИ» Валерий Алексеев ______________________________________________________ Б ывший немецкий аэродром Луостари (Petsamo). Во время 2-й Мировой войны использовался частями 5-го Воздушного флота Люфтваффе. В мае 1942 на аэродроме Луостари базировалась авиагруппа JG/5 Eismeer (Полярное море) командира оберст-лейтенанта Хендрика Готтхарда. Во время прохождения союзных конвоев использовался как аэродром подскока бомбардировщиками Junkers Ju 88 и торпедоносцами Heinkel Не 111 30-го и 26-го Кампфгешвадеров - бомбардировочных соединений Люфтваффе. В гостях у Североморцев Ю.А. Гагарин и первый секретарь ЦК ВЛКСМ С.П. Павлов 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz