Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо . Погода благоприятствовала полёту. Гагарпн подошёл к председателю Государственной комиссии Константи ну Николаевичу Рудневу, одному из руководителей промышленности страны, и доложил: — Лётчик, старший лейтенант Гагарин к первому полёту на кос мическом корабле «Вос ток» готов / — Счастливого пути! Желаем успеха! — отве тил Руднев и крепко по жал Гагарину руку. — И уже находясь на желез ной площадке перед вхо дом в кабину прощаясь с товарищами, остающи мися на Земле, Гагарин приветственно поднял обе руки и сказал: —До скорой встречи / Г агарина подняли на лифте, усадили в кресло. Бесшумно захлопнулся люк. Убрали железные фермы, и наступила тишина. Гагарин доложил: — «Земля», я —«Космонавт». Проверку связи закончил. К старту готов. Технический руководитель полёта (а это был С.П. Королёв) объявил полуторачасовую готовность к полёту. Потом часовую, получасовую. За несколько минут до старта Гагарину сказали, что на экране телевизионного устройства хорошо видно его бодрое, спокойное лицо. Наконец Королёв начал обратный отсчёт времени: — 5, 4, 3, 2, 1. Подъём! Гагарин ответил фразой, которая вошла в историю: — Поехали!!! Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома «Байконур» (первый и крупнейший в мире космодром, расположен на территории Казахстана, не далеко от посёлка Тюратам; после распада СССР в начале 1990-х годов космодром отошёл Казахстану. Аренду ется Россией до 2050 года). Позывной Гагарина был «Кедр». Одна за другой, использовав топливо, отделились ступени ракеты, и наступил момент, когда произошло разделение с носителем. Корабль вытттел на орбиту. Полёт проходил в автоматическом режиме. В случае отказа автоматики (аварийная ситуация) была предусмотрена и система ручного управления полётом корабля. Сначала состояние невесомости было необычным, но вскоре Гагарин привык к нему, освоился и продолжал выполнять заданную программу полёта. «Восток» шёл со ско ростью, близкой к 28 ОООкм/ч. В определённое время Гагарин поел и выпил воду из специальной системы водо снабжения. В 10 часов 15 минут на подлёте к Африканскому материку от автоматического устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Нарастающие перегрузки прижали Гагарина к креслу Они всё увеличивались и были значительнее, чем при взлёте. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10 часов 55 минут 34 секунды, на 108-й минуте корабль завершил пла новый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда (10 ноября 1961 года переименован в Волгоград), а в Саратовской области, неподалёку от города Энгельс в районе деревни Смеловка. В 10 часов 48 минут радар близлежащего военного аэродрома засёк неопознанную цель - это был спускаемый аппарат. А чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался и призем лялся на землю не в спускаемом аппарате, а парашютным способом. Целей на радаре появилось две. Перед стартом ПОЛЁТ 297
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz