Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев, Обрадовался, когда Дмитрий Павлович выкрикнул: — Гагарин! К самолёту... У Юрия аж дух захватило. Как-никак, это был его первый полёт, который надо было закончить прыжком с парашютом. Взлетели, и вскоре самолёт «ПО-2» поднялся на заданную высоту. Инструктор знаками показывает, что нужно вылезать на крыло. Выбравшись из кабины, Юрий встал на плоскость и крепко уцепился обеими ру ками за бортик кабины. На землю взглянуть страшно. Жутковато... А инструктор уже даёт команду «пошёл». Юрий оттолкнулся от борта самолёта, как учили, и ринулся вниз. Дёрнул за кольцо, а парашют не раскрывается. Воздух забивает дыхание. Рука невольно потянулась к колышу запасного парашюта. И вдруг —сильный рывок... И тишина... Парашют раскрылся вовремя, просто Юрий слишком рано подумал о запасном. Так авиация преподала ему первый урок: находясь в воздухе, не сомневайся в технике, не принимай скоропалительных решений. Когда прыжки кончились, Дмитрий Павлович предложил по летать на самолёте «Як-18» и стал показывать фигуры высшего пилотажа, а потом Юрий и сам управлял самолётом в присут ствии инструктора. И вот наступил день, когда Юрий один, без инструктора, должен был совершить полёт на самолёте «Як-18». Он вырулил самолёт на линию старта, дал газ. Машина плавно оторвалась от земли. Его охватило трудно передаваемое чувство небывалого восторга. Сделал круг над аэродромом, рассчитал посад ку и приземлил самолёт возле посадочного знака. Сел точно в огра ничители. Инструктор похвалил его, а на следующий день о Юрии написали в газете «Заря молодёжи». Там было всего несколько строк о полёте и названы его имя и фамилия, помещена фотография в кабине самолёта. Первая похвала в печати многое значит в жизни человека. Юрию было очень приятно видеть своё имя напечатанным в газете, и в то же время как-то неловко, что из всех товарищей почему-то написали именно о нём. Он послал этот экземпляр газеты домой, в Гжатск. Мама в ответ ном письме написала: «Мы гордимся, сынок... Но ты, смотри, не зазнавайся...» И вот этот наказ мамы он пронёс через всю свою жизнь! В июне 1955 года он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а в октябре —Саратовский аэроклуб. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты. После окончания техникума Юрий был при зван в Советскую армию и направлен для даль нейшего обучения в город Чкалов (Оренбург). Го род выглядел так, как о нём рассказывал Мартья нов, окончивший здесь Суворовское училище. Ровные прямые улицы, невысокие дома, сады с облетевшей листвой. Приказом начальника учи лища 27 октября 1955 года Гагарин зачислен кур сантом 1-го Чкаловского военно-авиационного училища лётчиков имени К.Е. Ворошилова (с 1957 года - первое Оренбургское военное авиа ционное училище лётчиков. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. В глав ном корпусе на стенах в обрамлении дубовых КурсантЮрий Гагарин после успешного полёта у листьев и гвардейских лент висели портреты знаменитых лётчиков, в своё время окончивших училище: Михаила Громова, Андрея Юмашева, Анатолия Серова, Ивана Полбина... Более 130 фотографий Героев Советского Союза. Курсантам предстояло научиться летать на реактивных самолётах, которые уже прочно вошли в повседнев ный быт советской авиации. Было интересно узнать, что Григорий Бахчиванджи тоже учился в Оренбургском училище лётчиков. Знакомство с военной авиацией началось с занятий по программе молодого бойца. Трудно вато поначалу было курсантам, особенно тем, кто пришёл в училище из десятилетки. Юрию было значительно легче, чем им, так как он всю свою юность прожил в общежитиях, где всё делалось хоть и не по воинскому 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz