Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . чуткий, уже пожилой человек, свои лекции читал интересно, образно, увлекательно. Тем, кто не знал предмета, он беспощадно ставил двойки, а затем требовал их исправления. Николай Иванович часто повторял: «Техник не может не знать физики; земной шар вращается по законам физики». Москвин организовал физический кружок, участники которого выступали с докладами. Были доклады о законах Ньютона, механике. Николай Иванович поручил Юрию Гагарину сделать сообщение по работе русского учёного П.Н. Лебедева о световом давлении. Доклад понравился. И тогда Николай Иванович поручил Юрию сделать доклад о К.Э. Циолковском, его учении о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. Юрию пришлось прочитать сборник научно-фантастических произведений Константина Эдуардовича и все имевшиеся в библиотеке книги, связанные с этим вопросом. Гагарин вспоминал: «Циолковский перевернул мне всю душу. Это было посильнее и Жюля Верна, и Герберта Уэллса, и других научных фантастов. Всё сказанное учёным подтверждалось наукой и его собственными опытами. К. Э. Циолковский писал, что за эрой винтовых самолётов придёт эра реактивных самолётов. И они уже летали в нашем небе. К. Э. Циолковский писал о раке­ тах, и они уже бороздили стратосферу. Словом, всё предвиденное гением К. Э. Циолковского сбывалось. Долж­ на была свершиться и его мечта о полёте человека в космические просторы. Свой доклад я закончил словами Константина Эдуардовича: — Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проник­ нет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство. Прочёл и почувствовал, как сердце моё дрогнуло и забилось сильнее. Все члены нашего кружка были по­ ражены силой и глубиной мысли учёного. И, может быть, именно с этого дня у меня появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, —неудержимая тяга в космос. Чувство это было неясное, неосознанное, но оно уже жило во мне, тревожило, не давало покоя. Юрий был не только любознательным, но и упрямым. Вскоре он стал любимцем преподавателей. Педантич­ ный, скупой на похвалу Николай Иванович обращался с докладной к директору техникума: «Учащийся группы Л-11 Гагарин в течение 1951/52 —1952 53 учебных годов состоял председателем физико-технического кружка, за эти два года сделал три доклада и со знанием дела организовывал занятия кружка... За указанную работу проиіу вынести от лица дирекции ему благодарность с занесением в его личное дело». Годы учёбы летели незаметно и были до предела заполнены разнообразными занятиями. Кроме учёбы и про­ изводственной практики много времени отнимали комсомольская работа, спорт. Но стоило Юрию услышать гул пролетающего самолёта, встретить лётчика на улице, как душа его сразу замирала. Гагарин знал, что в Саратове есть аэроклуб, о котором шла добрая слава. Но чтобы поступить туда, надо было иметь среднее образование. И вдруг, осенью 1954 года, стало известно, что в аэроклуб принимают студентов четвёртых курсов техникумов. Юрий с друзьями прошли все комиссии и были зачислены на отделение пилотов. Сначала —теория полёта, знакомство с устройством самолёта и авиационного двигателя. На первых порах его даже разочаровали эти скучные занятия. Ему представлялось, что он сразу попадёт на аэродром и станет летать. А тут всё те же классы, задачи у доски да учебники. Дорога к самолётам оказалась куда длиннее, чем пред­ ставлял себе Юрий. Их лётчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов окончил Борисоглебское училище военных лётчиков и гордился тем, что в своё время там учился Валерий Чкалов. Очень напряжёнными были первые месяцы 1955 года. Приходилось днём заниматься в техникуме, а вечером —в аэроклубе. И вот настало время преддипломной практики. Юрия сначала послали в Москву на завод имени Войкова, а затем в Ленинград на завод «Вулкан». Вернувшись с практики, приступил к дипломной работе. Гагарину досталась довольно сложная тема —раз­ работка литейного цеха крупносерийного производства на 9 тысяч тонн литья в год. Кроме того, нужно было разработать технологию изготовления деталей и методику производственного обучения в ремесленном учили­ ще по изготовлению этих деталей. Дипломная работа требовала множества чертежей. И Гагарин не раз добрым словом вспомнил люберецкого преподавателя, привившего ему вкус к чертёжному делу. Постепенно диплом­ ный проект приобретал нужные очертания, пополнялся всё новыми и новыми соображениями. Работая над дипломом, Юрий старался не пропускать занятий в аэроклубе. Уже закончилось изучение тео­ рии, начал сдавать экзамены. Уставал смертельно и, едва добравшись до койки, засыпал моментально, без сно­ видений. Очень хотелось поскорее начать учебные полёты. Ведь Юрий ни разу, даже в качестве пассажира, не поднимался в воздух. Иногда одолевали сомнения —а вдруг не получится? Прежде чем начать учебные полёты, полагалось совершить хотя бы один прыжок с парашютом. Дважды но­ чами курсантов вывозили на аэродром, но им не везло —не было подходящей погоды. Невыспавшиеся, перевол­ новавшиеся, возвращались курсанты в техникум и садились за дипломные работы. В третью ночь на аэродром поехали и девушки —студентки саратовского техникума. Им тоже надо прыгать. Стоят бледные, растерянные. Юрий подумал: «Неужели и у меня такой вид?» Девушки подшучивают: «А ты почему такой спокойный? На­ верное, уже не раз прыгал?» —«Нет,- отвечаю, —впервые...» Вот это качество Гагарина —умение сохранять спокойствие в самой сложной ситуации —возможно, и стало решающим при выборе космонавта № 1 . 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz