Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо . чуткий, уже пожилой человек, свои лекции читал интересно, образно, увлекательно. Тем, кто не знал предмета, он беспощадно ставил двойки, а затем требовал их исправления. Николай Иванович часто повторял: «Техник не может не знать физики; земной шар вращается по законам физики». Москвин организовал физический кружок, участники которого выступали с докладами. Были доклады о законах Ньютона, механике. Николай Иванович поручил Юрию Гагарину сделать сообщение по работе русского учёного П.Н. Лебедева о световом давлении. Доклад понравился. И тогда Николай Иванович поручил Юрию сделать доклад о К.Э. Циолковском, его учении о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. Юрию пришлось прочитать сборник научно-фантастических произведений Константина Эдуардовича и все имевшиеся в библиотеке книги, связанные с этим вопросом. Гагарин вспоминал: «Циолковский перевернул мне всю душу. Это было посильнее и Жюля Верна, и Герберта Уэллса, и других научных фантастов. Всё сказанное учёным подтверждалось наукой и его собственными опытами. К. Э. Циолковский писал, что за эрой винтовых самолётов придёт эра реактивных самолётов. И они уже летали в нашем небе. К. Э. Циолковский писал о раке тах, и они уже бороздили стратосферу. Словом, всё предвиденное гением К. Э. Циолковского сбывалось. Долж на была свершиться и его мечта о полёте человека в космические просторы. Свой доклад я закончил словами Константина Эдуардовича: — Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проник нет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство. Прочёл и почувствовал, как сердце моё дрогнуло и забилось сильнее. Все члены нашего кружка были по ражены силой и глубиной мысли учёного. И, может быть, именно с этого дня у меня появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, —неудержимая тяга в космос. Чувство это было неясное, неосознанное, но оно уже жило во мне, тревожило, не давало покоя. Юрий был не только любознательным, но и упрямым. Вскоре он стал любимцем преподавателей. Педантич ный, скупой на похвалу Николай Иванович обращался с докладной к директору техникума: «Учащийся группы Л-11 Гагарин в течение 1951/52 —1952 53 учебных годов состоял председателем физико-технического кружка, за эти два года сделал три доклада и со знанием дела организовывал занятия кружка... За указанную работу проиіу вынести от лица дирекции ему благодарность с занесением в его личное дело». Годы учёбы летели незаметно и были до предела заполнены разнообразными занятиями. Кроме учёбы и про изводственной практики много времени отнимали комсомольская работа, спорт. Но стоило Юрию услышать гул пролетающего самолёта, встретить лётчика на улице, как душа его сразу замирала. Гагарин знал, что в Саратове есть аэроклуб, о котором шла добрая слава. Но чтобы поступить туда, надо было иметь среднее образование. И вдруг, осенью 1954 года, стало известно, что в аэроклуб принимают студентов четвёртых курсов техникумов. Юрий с друзьями прошли все комиссии и были зачислены на отделение пилотов. Сначала —теория полёта, знакомство с устройством самолёта и авиационного двигателя. На первых порах его даже разочаровали эти скучные занятия. Ему представлялось, что он сразу попадёт на аэродром и станет летать. А тут всё те же классы, задачи у доски да учебники. Дорога к самолётам оказалась куда длиннее, чем пред ставлял себе Юрий. Их лётчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов окончил Борисоглебское училище военных лётчиков и гордился тем, что в своё время там учился Валерий Чкалов. Очень напряжёнными были первые месяцы 1955 года. Приходилось днём заниматься в техникуме, а вечером —в аэроклубе. И вот настало время преддипломной практики. Юрия сначала послали в Москву на завод имени Войкова, а затем в Ленинград на завод «Вулкан». Вернувшись с практики, приступил к дипломной работе. Гагарину досталась довольно сложная тема —раз работка литейного цеха крупносерийного производства на 9 тысяч тонн литья в год. Кроме того, нужно было разработать технологию изготовления деталей и методику производственного обучения в ремесленном учили ще по изготовлению этих деталей. Дипломная работа требовала множества чертежей. И Гагарин не раз добрым словом вспомнил люберецкого преподавателя, привившего ему вкус к чертёжному делу. Постепенно диплом ный проект приобретал нужные очертания, пополнялся всё новыми и новыми соображениями. Работая над дипломом, Юрий старался не пропускать занятий в аэроклубе. Уже закончилось изучение тео рии, начал сдавать экзамены. Уставал смертельно и, едва добравшись до койки, засыпал моментально, без сно видений. Очень хотелось поскорее начать учебные полёты. Ведь Юрий ни разу, даже в качестве пассажира, не поднимался в воздух. Иногда одолевали сомнения —а вдруг не получится? Прежде чем начать учебные полёты, полагалось совершить хотя бы один прыжок с парашютом. Дважды но чами курсантов вывозили на аэродром, но им не везло —не было подходящей погоды. Невыспавшиеся, перевол новавшиеся, возвращались курсанты в техникум и садились за дипломные работы. В третью ночь на аэродром поехали и девушки —студентки саратовского техникума. Им тоже надо прыгать. Стоят бледные, растерянные. Юрий подумал: «Неужели и у меня такой вид?» Девушки подшучивают: «А ты почему такой спокойный? На верное, уже не раз прыгал?» —«Нет,- отвечаю, —впервые...» Вот это качество Гагарина —умение сохранять спокойствие в самой сложной ситуации —возможно, и стало решающим при выборе космонавта № 1 . 283
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz