Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев . КОРЗУНОВ ИВАН ЕГОРОВИЧ КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ НАШЕГО 830 ВЕРТОЛЁТНОГО ПОЛКА НА СЕВЕРЕ Р а с с к а з ы в а е т В а с и л и й Иванович Минаков. Генерал Корзунов продолжал неустан­ ные поиски в совер­ шенствовании ави- С Е В £ Р °м О рСк ационных комплек­ сов флота, частях и соединениях. Главную перспективу он видел в развитии как базо­ вой, так и корабельной авиации ВМФ. Особую главу во всём этом со­ ставляло, безусловно, внедрение на флоте вертолётов, которые стали появляться в се­ редине пятидесятых годов - сначала верто­ лёты Ми-4, а затем и противолодочные ко­ рабельные вертолёты двухвинтовой соосной схемы Ка-15. Для командующего и его штаба наступила полоса большой о р г а н и з а ц и о н н о й работы - подбор кадров для формирования двух отдельных вертолётных эскадрилий. Комэском на Ми-4 был назначен майор Пётр Иванович Коваленко, на Ка-15 - майор Борис Демидович Коваленко. Естественно, что специально обученных вертолётчиков тогда на флоте ещё не было и потому лётный и технический состав этих двух частей набирался из авиаторов, которые до этого знали только самолёты. Такое обстоятельство накладывало на штаб и политотдел авиации, на командование вновь сформированных эскадрилий особую ответственность за изучение и освоение личным составом винтокрылых машин. Была ещё и другая, чисто техническая трудность: по мысли командования вертолёты предназначались, главным образом, для выполнения задач противолодочной обороны, но поступающие на флот машины Ми-4 не имели противолодочного оборудования. Эту проблему североморские авиаторы решили сами. Командующий поставил задачу инженер-полковнику Ю. Г. Савину: освоить своими силами переоборудование Ми-4 для поиска подводных лодок. И это задание было выполнено успешно. В дальнейшем, по настоянию генерала Корзунова, на флот стали поступать от промышленности уже специально оборудованные противолодочные вертолёты Ми-4М. В то же примерно время Иван Егорович убедил командование авиации ВМФ в необходимости формирования на базе двух эскадрилий отдельного вертолётного авиаполка. В Москве поняли командующего ВВС Северного флота, и в 1957 году полк был сформирован. Его командиром назначили майора Петра Ивановича Коваленко. За год полк вполне освоил новую технику и методы её использования. И в этом была заслуга как командира полка, так и его заместителей и помощников майоров П. Н. Еутника, Б. Д. Коваленко, М. Б. Толстова, И. С. Дубинина, А. А. Аристова, капитанов П. И. Тулина и В. С. Крыиітона, а также комэсков капитанов В. И. Гера- симова, Р. А. Валиулина, Н. К. Гульчина. И конечно же - майора Н. В. Данилова, который был, по сути, первым инструктором авиаторов-североморцев, научившим летать их и на Ми-4, и на Ка-15. Северный флот России - надежный оплот страны!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz