Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
паже полковники, снайперы, которые пролетали с кораблей более 2000 часов и у каждого, как минимум было под 1000 посадок на корабль днём и ночью. Все расчёты и доклады ими давались чётко. Особенно мне запом нился полёт со штурманом-снайпером инспектором Еловиковым Александром Васильевичем. С ним ещё летал мой отец днём и ночью в составе его экипажа на корабле, на БС. Слышал от отца «летали с Сашей» - это для него он САША. Только на его месте командира, в его экипаже на новом типе вертолёта уже был его сын. Мы выполняли полёт на ретрансляцию в ходе учений по поиску и слежению за ПЛ на дальности от корабля 220 км, в районе находилось восемь противолодочных вертолётов и вертолёт-спасатель. Происходила смена в районе вертолётов и принятие контакта. Цель была обнаружена, и велось слежение за ПЛ противника. Наш вертолёт был оборудован магнитометром и для подтверждения контакта мы снизились и выполнили поиск ПЛ способом «Ромашка». Тогда впервые оценил профессионализм и мастерство наших старших штурманов. В полёте выпол нял его команды на курс и удаление над морем, и мы многократно выходили на точку в море с высокой точно стью. А это все делалось им по расчётам на планшете, который мы в шутку называли «Мартышкой». Точность выхода, думаю, была сопоставима со спутниковым прибором, а это делалось на заранее подготовленном план шете на кальке «вручную» в море. С таким экипажем, думал я про себя, «летать можно хоть на метле». И эта уверенность была от профессионализма каждого из нас. Средиземное море на боевых службах, как говорит ся, мы «утюжили» вдоль и поперёк, да ещё и приходилось летать на спарках, в боевой обстановке на дальности более 200 км. На борту отсутствовал локатор (вот это мастерство штурмана, как в экипаже Валерия Павловича Чкалова). Все боевые вертолёты были расписаны на поиск и слежение по плану учений и вертолёт спарку за действовали на выполнение этой задачи. Кроме того, на этом верто лёте были подвешены допол нительные топливные баки. Уровень подготовки всех лётчиков в 1-й ВЭ был очень высокий. Лучших из луч ших отбирали в эскадрилью. В 4-й ВЭ были экипажи как бы учебные, но со временем и они становились на крыло. Штурмовщины, «давай, да вай» не было, хоть и быстро нас подготовили. Вообще, анализируя нашу подготовку, всё проходило спокойно, ров но и уверенно. Если командир сказал выучить инструкцию корабля, руководство по лёт ной эксплуатации, КБ, то все её знали. А комэска обязатель но проверял знания на заняти ях и на предварительной под готовке. Если кто не знал - на второй круг, дополнительное время на подготовку и повтор но контроль готовности в эскадрилье, в отряде, в экипаже. К этим вопросам подходили очень серьёзно. Море, океан всегда нас проверяли на прочность. Боевые службы по шесть, восемь месяцев - это серьёзно. Моряки всегда знали, если авиация на борту, летают во всех условиях и днём и ночью. Р азбор полётов. После вылета обязательно просил получить замечания у старших по званию и опыту в лётной работе, хотя полёты выполнялись на тренировку в экипаже - это дань и уважение нашим старшим товарищам и культура поведения, перед ними после полёта мысленно снимал шапку. А для своего экипажа до бивался того, чтобы штурманы были похожи по своим действиям и работе на Еловикова А.В., Радостева B.C., Подчасова О.С., Тарасова А.Р, Денисова В.А., Максимова Г.П. Д обрые слова благодарности за подготовку вертолётов хотелось сказать всем нашим авиационным специалистам: инженерам, техникам, старшим техникам, механикам вертолётов, матросам, когда ещё были у нас в составе экипажей. В любую погоду готовили и содержали в исправном состоянии наши вер толёты. В условиях Севера - это адский труд. А в тот период, когда из штатного расписания убывали механики и матросы, ушла вся срочная служба, они и стали нести службу по охране вертолётов круглосуточно на стоянках, выполнять несвойственные задачи. А зарплата всё убывала и убывала. Вот и остались самые стойкие и грамот- Валерий Алексеев ______________________________________________________ 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz