Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

А потом он сам «пролетел» с тапочком. И чувствовалось в его полёте, в нём заложена подготовка фронтови­ ков, его учителей, до мелочей рассказал весь полёт, начиная с адаптации зрения для полёта ночью с корабля. Обратил, внимание на время раскрутки гироскопических приборов и их проверку зима, лето в строгой последо­ вательности, в динамике. Выполнил он весь полёт. И спросил: «Всё понятно?». Ответил: «Да». Понял, где и что упустил, и никогда не знал, не обращал внимания. В его «полёте» было сконцентрировано всё, чему нас учили. Техника пилотирования, и психология, и взаимодействие в экипаже. И где необходимо сконцентрироваться, и расслабиться (снять напряжение). Переключение взгляда в определённой последовательности на приборы и адаптация зрения для ночных полётов с регулировкой подсветов приборов в кабине, в зависимости от ночи звёздной и при полной луне без облачности, и как пилотировать. Положение головы и туловища, для того чтобы не возникали иллюзии, и как правильно работать с оборудованием кабины в вертолёте. Строго выполнить те пункты, которые должны выполняться лётчиком (экипажем) безукоризненно на каждом данном этапе полёта или при подготовке к нему. Он впервые мне объяснил, на каких площадках введены ограничения по времени пребывания личного состава и суть этих ограничений (электромагнитные излучения), которые они прописали впервой инструкции ТАКр «Киев». Такой «полёт» у меня с ним был один, но его запомнил на всю жизнь, с каких проектов кораблей не летал, понял за это время суть подготовки лётчика и экипажа к полёту. Потом себе задавал вопрос, как он смог в простой обстановке «с домашним тапочком в руке» объяснить в отсут­ ствии вертолёта, кабины, приборов этот сложнейший полёт на корабль ночью, и почему этот «его полёт» помню всегда, с каких кора­ блей и в каких условиях не летал? Такую он мне дал установку на всю лётную мою жизнь. Таких лётчиков, инструкторов мало у нас. Объяснить сложнейший полёт на корабль ночью и ничего не упустить в динамике «с домашним тапочком в руке» —ЭТО ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ. А он создал образ полёта в неординарной обстановке, который запомина­ ется на всю жизнь. Этого нам и не хватало, многим лётчикам и инструкторам, что просто, то гениально. Ведь когда полетел первый раз на корабль ночью с корабельным асом, с командиром эскадрильи инструкто­ ром Голодновым Михаилом Юрьевичем (у которого было более 1000 посадок, с различных проектов кораблей днём и ночью, более десяти боевых служб на кораблях Северного флота), выполнил всё, о чём мы говорили с отцом, когда держал в руке домашний тапочек. И у меня получилось с первого полёта, только в руке у меня была ручка управления вертолётом. Был уже готов к этому полёту, в том числе и психологически, для данных гидрометеорологических условий для полёта. А суть заключается в том - это безукоризненная подготовка к полётам, последовательное и чёткое выполнение всех элементов полёта всеми членами экипажа. Слаженное взаимодействие в экипаже. Допуск к полётам ночью с корабля на ходу со всех проектов кораблей дал мне наш знаменитый север­ ный корабельный лётчик Игорь Емельянович Чеберяченко 12.03.1985 г. Оценка «отлично». Очень дорожил этим допуском и знал, что за ним стоит и садился ночью всегда очень ак­ куратно. Поздравив меня с первой самостоятельной посадкой на корабль ночью на ходу перед лётным составом, Игорь Емельянович сказал мне: «Ты первая ласточка в истории корабельной aeuaifuu ВМФ, кто вылетел само­ стоятельно и с таким качеством в свои года и в твоём звании с корабля на ходу, это уровень лётчика первого класса, смотри, не зазнавайся». Этот допуск «с корабля на ходу ночью» со всех проектов кораблей мне был дан на всю оставшуюся лётную жизнь, помнить слова моих наставников и безаварийно летать. В то время 1-я корабельная вертолётная эскадрилья, возглавляемая Голодновым М.Ю., была самая лучшая в нашем полку, все лётчики были переучены на новый тип корабельных вертолётов Ка-27ПЛ и Ка-27ПС. Мы, молодые командиры вертолётов, лейтенанты, а правильно сказать - экипажи прибыли из Николаевского центра Валерий Алексеев ______________________________________________________ Экипаж С. Руденко, А. Тюпаков 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz