Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев . Зое бескрайних небес Виктор Сокерин Зое бескрайних небес Нас манил новизной Ощущений и тайных открытий, Ежедневных чудес И побед над собой, Предвкушением ярких событий. По прошествии лет, Вспоминая о том, Как летали и что вытворяли, Понимаем, что бед, Не пришедших в наш дом, Мы случайно, друзья, ...избежа­ ли... ^ ______________________ Г ПЕРВАЯ МОЯ ПОСАДКА НА «КИЕВ» НА РЕЙДЕ СЕВАСТОПОЛЯ ЧЁРНОЕ МОРЕ 7 ЯНВАРЯ 1985 ГОДА т т ТАКр «Киев» 1985 год осле нового 1985 года 7 января (Рождество Христово, день рождения Потапова В.П.) мы перелетели в составе эскадрильи с Очакова на внешний рейд Севастополя в Чёрном море на «Киев». Пере­ летали мы строем в составе эскадрильи. Ведущим эскадрильи в составе пары у меня был командир эскадрильи Голоднов Михаил Юрьевич. За­ дачи уже были не учебные. В этом полёте с комэской старался, чтобы выдержать строй до сантиметра и чтобы всё было чётко, как он учил. Когда нас на Севере Михаил Юрьевич готовил строями, обращал вни­ мание на то, что подстилающая поверхность вся заснеженная, что идёт снег и облака снежные над нами, а строй не­ обходимо держать чётко. Распределение внима­ ния вести мельком, подключая приборы, осо­ бенно в этих условиях смотреть доли секунды на авиагоризонт и контроль «шарика», чтобы не было скольжения. Обязательно учитывать принижение и превышение при разворотах от ведущего и на ведущего соответственно, когда подстилающая поверхность не видна и всё как в шаре. Готовил нас заранее к сложным полётам над безориентирной местностью и в условиях белизны, чтобы не потерять пространственное положение и не допускать несоразмерных от­ клонений органами управления. Забегая вперёд, когда уже пролетал, и сегод­ ня можно сказать, что из такого состояния ни­ когда не выходил, всегда было чёткое и уверен­ ное и подконтрольное пилотирование вертолёта, через авиагоризонт - нужное поло­ жение вертолёта всегда выдерживал. Попадая в различные ситуации при пилотировании, всег­ да была собранность, но не было напряжённого состояния. Даже в таких сложных полётах есть этапы, когда можно расслабиться, - этому меня научил отец с тапочком в руке перед БС в дека­ бре 1984 года. Об этом расскажу позже. Ведь у нас есть тре­ нажёры и ме­ тодики, полё­ ты - при чем здесь домаш­ ний тапочек? Так вот что сказано было мне отцом полностью нигде и никому не рассказывал. Имею на это свою точку зрения. Ни в одном учебнике, ни в одной методике в психоло­ гии не встретил то, что мне было сказано с тапочком в руке. Ни в одном полёте мне ни один инструктор на эти моменты не обратил внимания вообще. Ни у одного ученого и профессора не было выстроено такого понимания этого по­ лёта на корабль. Это тот аргумент, как надо готовить лётчиков. Вроде простая обстановка. Но запомнил её на всю жизнь и придерживался этого полёта с та­ почком в руке. А откуда ноги растут, знаю - от лётчиков фронтовиков. Они-то и научили моего отца этим простым правилам выполнять в каждом полёте эти УВАЖАЕМЫЙ ---------- От имени экипажа крейсера „Ниев" сердечно поздравляем Вас с первой посадкой, совершен­ ной на палубу корабля. Выражаем уверенность, что Вы и впредь будете служить образцом выполнения служеб­ ного долга по зачуйте социалистического Оте­ чества, повседневно повышать уровень боевой выучки и летного мастерства. Чистого Вам неба и мягких посадок. Семь Вам футов под киле Командир крейсер» „Киев* капитан 2 ранга Заместитель командира корабле по политической части палата)) 1 раита. „ 7 ‘ «сз&рь 1086 год* 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz