Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев_ ПЕРВАЯ ПОСАДКА НА БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 956 НА СЕВЕРЕ ДНЁМ, ОКТЯБРЬ 1984 ГОДА П осле прибытия из Николаевского центра переучивания мы, лейтенанты, подготовились и сдали зачёты на допуск к полётам. Для каждого экипажа был составлен план лётной под­ готовки согласно КБП, подшит с росписями в дело экипажа и по нему строго выполняли последовательно все упражнения и про­ верки. Изучили все проекты кораблей. Их было намного больше по количеству по сравнению с тем, что оста­ лось сейчас. Мы лейтенан­ тами командирами верто­ лётов летали и выполняли посадки на эти проекты ко­ раблей, на которых базиро­ вались ещё и вертолёты Ка- 25. Нам повезло, что на все авианесущие корабли СФ были получены допуски для полётов с кораблей. Лета­ ли мы и в главной базе СФ, и на рейде, и в море. Ин­ тенсивность полётов была очень высока в полку. Теперь о первой посад­ ке днём на боевой корабль проекта 956. Подготовка к полётам была безукориз­ ненная по всем этапам. Общая, предварительная, предполётная. Очень часто j-r . z производилась выборочная Полеты с корабля проекта 956 ^ ^ проверка экипажей на пред­ полётных указаниях, тех экипажей, которые выполняли маршрутные полёты, боевое применение, посадки на корабль. На любой вопрос надо отвечать чётко и уверенно. Эти проверки были как закон. Кто их ввел, не знаю. Но в то время, когда мы на­ чали впервые летать на Севере, эти все вопросы задавал генерал-майор Логачёв Николай Фёдорович. Правильно это делалось? - однозначно правильно! Проверялась ещё раз готовность экипажа к предстоящему полёту в ус­ ловиях Севера на глазах у всего полка. Это был ещё и урок нам, как надо готовиться к полётам. Если есть запись в тетради подготовки к полётам - «готов с оценкой», то и слова «в принципе готовы» не существовало вообще! Подробно разъяснит для лётчиков, что означает это слово «в принципе» Фёдор Фёдорович Сальков: «Это слово «в принципе» (в основном , в общем) не произносится для лётчика никогда. Есть слово , выраже­ ние «К ПОЛЁТУГОТОВ» - летаешь или «НЕ ГОТОВ» - не летаешь». Фёдор Фёдорович Сальков. Попросил Фёдора Фёдоровича поделиться своим опытом и знаниями как одного из лучших лётчиков кора­ бельной авиации, и он это сделал, и про партийные собрания не забыл. Но об этом ниже в главе «Корабельный лётчик Фёдор Фёдорович Сальков и его экипаж». Надо было всегда знать предстоящий полёт, взаимодействие в экипаже, отвечать, как действовать экипажу при ухудшении метеоусловий или со встречей с опасными явлениями погоды, у нас других вариантов не было. И мы знаем сейчас о не одной сотне катастроф и аварий, когда экипажи не понимают и не обучены при полётах в таких условиях, не умеют правильно действовать, летать. Не умеют выполнять элементарно свои обязанности, правильно действовать в этой обстановке, когда нет никакого взаимодействия в экипаже. Ко всему этому приво­ дит неправильный подход к лётной работе. Помпаж души Виктор Сокерин Нам в небе было более уютно, Чем на земле, где в ворохе проблем, Мы, зачастую, представляли смутно Заботы наших жён и жили тем, Что было только связано с полётом, И с тем, что был, и с тем, что завтра ждёт: Мы все - любили лётную работу, «Помпаж души» ... без неба сердце рвёт... л _______________________________________ г " 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz