Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . от разрывов бомб сотрясается... И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?» С п у с т я г о д ы н е м е ц к и й п и с а т е л ь О л а ф Г р е л л е р н а п и ш е т : « То, что до сих пор не уда­ валось и до 1945 года больше уже никому не удастся, совершили лётчики Преображен­ ского: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащённую, какая только была в 1941 году». ЭВАКУАЦИЯ КАГУЛА: СТО ОБРЕЧЁННЫХ Н емцы заняли Таллин и Палдиски 28 августа, в результате чего группа на о. Сааремаа была оторвана от баз более чем на 400 километров. До­ ставка боезапаса, горючего и запчастей представляла исключительную трудность. Ко всему этому, противник 6.09.1941г. произвёл штурмовку аэродрома, которая продолжалась бо­ лее 30 минут. Несмотря на отличную маскировку, из 9 ДБ - 3, стоявших на аэродроме, 7 было унич­ тожено. Решением Командования, операция, вслед­ ствие вышеуказанных причин, была прекращена и личный состав группы был эвакуирован с острова. Все бомбовые удары по Берлину, кроме первого, со­ вершались в условиях сильного противодействия противовоздушной обороны врага. Но, несмотря ни на что, экипажи морских лётчиков и дальней авиации, умело руководимые и направляемые генералом Жаворонковым, успешно справились с заданием Ставки Верховного Главнокомандования. За время операции ни один экипаж не был потерян над целью. 5 сентября поступил по радио приказ генерала Жаворонкова: срочно оставить Кагул. Три последних исправ­ ных ДБ-3, взяв максимально возможное число людей, перелетели на аэродром в Беззаботном за два дня до нача­ ла блокады Ленинграда. Но на Сааремаа оставались ещё около ста специалистов из команды технического обслуживания. Им предстояло погибнуть в боях или попасть в немецкий плен. Почему же генерал Жаворонков не приказал вылететь в Кагул за этими людьми? Потому что немцы бомбили базу? Ответа на этот вопрос нет. 17 сентября на Сааремаа высадился немецкий десант. Всего авиагруппа полковника Г. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, в налётах участвовало поч­ ти 90 бомбардировщиков дальнего действия. Полёты прекратились лишь после того, как по личному приказу Гитлера аэродром в Кагуле был полностью уничтожен превосходящими силами авиации группы армии «Север». Приказом наркома ВМФ № 10 от 18.01.42 г. 1-й мтап был преобразован в 1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк Балтийского флота. Поэт Н. Браун и композитор В. Витлин в честь первогвардейцев написали строевую песню: г «Горит ли полдень над землею, \ Взойдут ли звезды в небосвод, Идут крылатые герои, Выходят соколы в полёт. Нет в мире нашей доли краше, У нас в моторах — стук сердец, Преображенский — гордыня наша, И Оганезов — свой папа. Для внуков сказкой станут были, Споют о славе тех годин, Как в море мы врага громили И как бомбили мы Берлин. а ' Нас именами дорогими І К победе Родина зовет, Зовет Гречишникова имя, И доблесть Плоткина ведёт. Как Игашев, в бою суровом Тараном бей из облаков! Сияй нам мужество Хохлова, Веди в полёт нас, Челноков! Смелей вперед, крылатых стая, Твори геройские дела, Чтоб вновь Родина до края В цветах Победы зацвела!» 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz