Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. Вскоре 1-й минно-торпедный авиаполк, пополненный техникой и людьми, включился в боевую работу по за­ щите Ленинграда. Лётные экипажи наносили удары по обстреливавшим град артиллерийским батареям против­ ника, уничтожали его живую силу и технику на линии фронта, топили боевые корабли и транспорты в Финском заливе и Балтийском море, ставили мины на морских фарватерах. ФАБ-1000 (ПРОМАХИ СТАЛИНА И КОККИНАКИ) Н арком ВМФ Кузнецов, получив от Сталина приказ использовать при налётах на Берлин тяжёлые бомбы массой 500 и 1000 кг, тщетно пытался объяснить вождю, что это невозможно по техническим причинам. К тому же присутствовавший при этом полковник Коккинаки, проводивший до войны испытания бомбарди­ ровщика ДБ-3, подтвердил, что самолёт сможет донести до Берлина бомбу весом в тонну. В приказе генералу Жаворонкову имелось прямое указание: «Главнокомандующий рекомендует использовать бомбы ФАБ-500 и ФАБ-1000». Однако Семен Фёдорович, на свой страх и риск, не принял эту рекомендацию, хотя понимал, что полностью её игнорировать нельзя. 19 августа он прилетел на Сааремаа вместе с Коккинаки. Побеседовав с личным составом, тот, невзирая на доводы лётчиков, настоял на применении однотонных и полутонных бомб. 20 августа, в ходе седьмого вылета к Берлину, с одной бомбой ФАБ-1000 поднялся самолёт капитана В. А. Гречишникова, а машина старшего лейте­ нанта Богачева несла две ФАБ-500. Сразу после взлёта оба самолёта рухнули на землю. Весь экипаж Богачева погиб, а Герой Советского Союза Василий Гречишников и члены его экипажа получили легкие травмы (Гречиш­ ников погиб в октябре 1941 г.). После катастрофы Коккинаки молча, не глядя на лётчиков, сел в свой И -16 и улетел. А товарищ Сталин о своей злополучной рекомендации не забыл и воспрепятствовал представлению ге­ нерала Жаворонкова к высшей награде. Месть адмиралу Кузнецову за то, что возражал и оказался прав, вождь отложил. После войны генералиссимус перевел маршала авиации Жаворонкова в гражданский воздушный флот, а наркома ВМФ Кузнецова сместил и отдал под суд по «делу адмиралов». НАГРАДЫ 1 іриказ о поощрении участников бом- 1 1 бардировки г. Берлина № 0265 8 авгу­ ста 1941 года. В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произ­ вела разведывательный полёт в Гер­ манию и бомбила город Берлин. 5 са­ молётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность лич­ ному составу самолётов, участвовав­ ших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовав­ шему в полёте, по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену Сталин Иосиф Виссарионович _ _ экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия. Народный комиссар обороны И. СТАЛИН, ф. 4, оп. 11, д. 65, л. 263. Подлинник. Уже 8 августа Сталин подписал специальный приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки Бер­ лина», в котором, помимо благодарности, объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по 2 тысячи рублей. 13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении первым четырём лётчикам: пол­ ковнику Преображенскому Е. Н., капитанам Гречишникову В. А., Плоткину М. Н., Ефремову А. Я. и штурману флагманского экипажа капитану Хохлову П. И. званий Героя Советского Союза. А после третьего налёта на Берлин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.08.1941 года пяте­ рым лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза и 55 награждены Орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени, 13 фронтовиков получили Орден Ленина. Указом ВС СССР от 17 сентября 1941 года 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz