Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев ПОСЛЕДУЮЩИЕ НАЛЕТЫ Б омбёжки Берлина в течение месяца сильно озаботили немцев. Гитлер требовал от своего командования: «Совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морского флота ликвидиро вать военно-морские и военно-воздушные базы на островах Даго и Сааремаа, и в первую очередь —аэродромы, с которых производятся налёты на Берлин». После оставления Таллина и Моонзундского архипелага полёты на Берлин пришлось прекратить. Последующие вылеты к Берлину состоялись 12,15,18,20,23, 31 августа и 4 сентября 1941 г. К этому време ни налёты на базу Кагул резко усилились. Личный состав понёс тяжёлые потери, немецкие бомбардировщики уничтожили на земле шесть ДБ-3. Из Москвы поступил приказ: вылеты к Берлину прекратить. В десяти налётах на Германию с 8 августа по 4 сентября 1941 г. 33 советских бомбардировщика достигли Берлина и сбросили на город 311 фугасных и зажигательных бомб общей массой 36 050 кг и 34 контейнера с листовками и газетами. 53 бомбардировщика нанесли авиаудары по Кольбергу, Штеттину, Данцигу Свинемюн- де, Нойбранденбургу и Мемелю. 16 самолётов по различным причинам были вынуждены прервать полёт и вер нуться на аэродром. Во время осущест вления налётов было потеряно 17 само лётов и 7 экипажей, причём 2 самолёта и 1 экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммо вой и двумя 500-килограммовыми бом бами на внешних подвесках. Результаты налётов на Берлин ока зались не столь значительными, но их морально-политический эффект был весьма высок. По приказу Сталина за каждый налёт на Берлин всем членам экипажа выплачивали по 2000 руб. К награждению представили 126 человек лётно-технического состава. И в этот и в последующие полёты все экипажи из оперативной авиационной группы генерала Жаворонкова, несмо тря на труднейшие погодные условия, успешно выполняли поставленную перед ними боевую задачу. Каждый раз они наносили по объектам фашист ской столицы сокрушительные бомбовые удары. День авиации, 18 августа 1941 года, лётный и технический состав оперативной группы запомнил на всю жизнь. Утром с Большой земли на остров прибыл связной самолёт. Он привез почту, газеты, журналы. Лётчики с большим интересом читали очередное правительственное сообщение о налётах наших бомбардировщиков на Берлин и другие объекты врага. В сообщении говорилось: «В ночь с 15 на 16 августа имел место новый налёт советских самолётов на районы Берлина и отчасти на Штеттин. На военные и промышленные объекты Берлина иШтеттина сброшено много зажигательных и фу гасных бомб большой силы. В Берлине и Штеттине наблюдалось большое количество пожаров и взрывов. Все наши самолёты вернулись на свои базы». В этом же номере газеты был напечатан Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 13 августа 1941 г. о присвоении лётчикам Е.Н. Преображенскому, В.А. Гречишникову, А. Я. Ефремову, М.Н. Плоткину и штурману П.И. Хохлову высокого звания Героя Советского Союза. На аэродроме Кагул по поводу присвоения звания Героя Советского Союза особо отличившимся балтийским лётчикам состоялся торжественный митинг, на котором отважных соколов поздравил генерал С. Ф. Жаворонков, их боевые друзья —лётчики и техники. В ответном слове от награждённых полковник Преображенский поблаго дарил Коммунистическую партию и Советское правительство за высокую оценку их ратных дел, свершаемых во имя любимой Родины. Он заверил, что морские лётчики вместе с другими авиаторами оперативной группы будут и впредь нещадно громить немецких захватчиков. Перед закрытием митинга генерал Жаворонков предоставил слово военкому Г. Оганезову, который, поздра вив лётчиков с праздником и наградами, прочитал выдержки из передовой статьи газеты «Правда», посвящён ной Дню советской авиации. Вот что услышали авиаторы из уст своего комиссара: 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz